Официальные представители России и Ирана продолжают противоречить друг другу

В ходе истории Россия не раз доказывала, что, лавируя между Ираном и Западом, она может извлечь для себя выгоду и там, и там. Конечно, такое отношение русские демонстрируют не только к Ирану, другими актуальными примерами подобной политики являются Ирак и Ливия. Подобные действия Москвы по отношению к Тегерану заставляют иранцев относиться к северным соседям с некоторой долей сомнения.

Как сообщает иранский информационный портал Tabnak, после введения Америкой и западными государствами нефтяных санкций против России и Ирана экономические круги двух держав сошлись во мнении о том, что в подобной ситуации две страны, обладающие огромными запасами нефти и газа, могут начать совместное сотрудничестве в области торговли и экономики, что в конечном итоге, несмотря на навязанные санкции, позволит им развиваться в экономическом плане.

В январе нынешнего года информагентство Reuters сообщило, что между Россией и Ираном якобы состоялись переговоры по поводу заключения крупного контракта об обмене нефти на промышленные товары, ежемесячная сумма которого составит 1,5 миллиарда долларов, а общая — 20 миллиардов. Суть компенсационных поставок должна была заключаться в том, что Иран будет поставлять в Россию свою нефть и получать взамен готовую продукцию.

Слухи о заключении российско-иранского договора разошлись настолько широко, что о своем отношении к возможному заключению сделки заявил и Белый Дом. По словам его представителей, заключение подобного договора будет означать нарушение эмбарго на покупку иранской нефти, а два американских сенатора вообще призвали в случае подписания подобного соглашения еще раз ввести против Ирана некоторые санкции, уже отмененные ранее!

В результате всех этих передряг на одиннадцатом заседании совместной российско-иранской экономической комиссии был подписан договор об экономических проектах на общую сумму 70 миллиардов евро. Несмотря на заявления официальных представителей обоих государств о том, что в соглашении прописаны только общие моменты, оно не должно оставаться только на бумаге и предусматривает конкретные шаги для своего выполнения.

На первоначальном этапе перспектива заключения между Россией и Ираном нефтяного договора находила поддержку высшего руководства обеих стран. Так, еще в начале этого года первый вице-президент Ирана Эсхак Джахангири, сообщая журналистам о подробностях российско-иранских переговоров об обмене нефти на товары и начале реализации проекта своповых поставок, заявил: «Мы предложили российской стороне несколько тем касательно обмена значительного объема нефтяных ресурсов на готовую продукцию. Некоторые выражали свое несогласие с этим, однако я должен сказать, что если русские не начнут работать на иранском рынке, туда придут другие и займут их место».

Вскоре после этого иранский посол в России Мехди Санаи в своем интервью газете «Коммерсант» подтвердил факт переговоров между Москвой и Тегераном касательно обмена нефти на товары и сообщил: «Для компенсации стоимости иранской нефти Россия могла бы создать второй реактор для Бушерской атомной электростанции, экспортировать грузовики, железнодорожные рельсы или другие товары, а также построить для нашей страны небольшие нефтеочистительные заводы».

На фоне таких противоречивых высказываний официальных представителей обеих стран министры энергетики России и Ирана Александр Новак и Хамид Читчиян весной этого года в Тегеране подписали соглашение об участии российских специалистов в проекте строительства электростанции и электрической сети, а также импорте 500 мегаватт электроэнергии.

Согласно оценкам представителей Министерства энергетики Ирана, приблизительная стоимость этого соглашение составляет 10 миллиардов долларов. Стоит отметить, что в начале осени оно было дополнено рядом меморандумов о взаимопонимании между иранской компанией Tavanir и рядом российских корпораций, таких как «Российское энергетическое агентство» и «Технопромэкспорт».

Существует мнение, что данное соглашение как раз и представляет собой реализацию соглашения о своповых поставках между двумя странами. Так, весной этого года заместитель министра энергетики Ирана по международным делам Эсмаил Махсули, отвечая на вопрос о том, является ли это энергетическое соглашение частью договора об обмене нефти на товары, сообщил: «Финансирование российских специалистов, занимающихся строительством электростанции и электросети в Иране, может также происходить за счет средств, поступающих по межгосударственному договору о компенсационных поставках нефти на готовую продукцию».

Между тем министр энергетики России Александр Новак после переговоров с иранским министром нефти Бижаном Зангане в рамках XIV Международного энергетического форума в России прямо заявил: «После составления и реализации определенных механизмов работы будут созданы предпосылки для экспорта товаров и услуг России в Иран и обратно. Для этого предусмотрены конкретные проекты в таких областях, как энергетика, электроэнергия, нефтегазовая добыча, техническое и инженерное оборудование, дорожное строительство, пищевая промышленность и так далее».

В начале осени заместитель министра нефти Ирана по международным вопросам и торговле Али Маджеди, отвечая на вопрос о том, являются ли поставки нефти в обмен на товары частью данного соглашения, сообщил: «Это торгово-экономическое соглашение, в него также могут входить и своповые операции».

Российские и иранские чиновники продолжали делать противоречивые высказывания до тех пор, пока в прошлую среду, 10 декабря, министр нефти Ирана Бижан Зангане не опроверг слухи о наличии соглашения между Москвой и Тегераном о поставках нефти в обмен на готовую продукцию. Заявления иранского представителя были сделаны после того, как несколько дней тому назад министр экономического развития России Алексей Улюкаев выразил надежду на скорейшее подписание двухстороннего соглашения о поставках в Иран зерна и оборудования в обмен на нефть. Зангане, в свою очередь, заявил: «Предположения о своповых поставках иранской нефти не соответствуют действительности, подобного рода соглашения никогда не реализовывались между двумя странами».

В то время как весь иранский народ уже не один год подряд противостоит жестоким санкциям, не позволяя врагам Ирана добиться их целей, сегодня, к сожалению, мы являемся свидетелями того, что некоторые государственные чиновники, допуская, как видно, стратегический просчет в своих решениях установить экономические связи с Россией, позволяют себе разного рода противоречивые высказывания в отношении так называемого общего соглашения с этой страной и тем самым бросают вызов мужеству простых иранцев и даже усилиям наших дипломатов на переговорах по ядерной проблеме.

Сайт Tabnak надеется, что правительственные чиновники откровенно расскажут гражданам обо всем, о чем они договорились с русскими. А если вдруг ими был допущен какой-то просчет в этом плане, то публично покаются в своих действиях.

ИноСМИ

В этом разделе