Почему саудиты вторглись в Йемен?

Сегодня, когда Саудовская Аравия и остальная часть арабской суннитской военной коалиции приступила к операции «Аль-Хазм» («твердыня») против поддерживаемой Ираном шиитской военизированной группировки хуситов в Йемене, положение на шахматной доске в южной части Аравийского полуострова вновь начало изменяться.

В этой операции задействованы саудовские войска, численностью более 100 000 человек, находящиеся в провинциях Асир и Джизан, поддерживаемые сотней саудовских истребителей, плюс 30 истребителей из ОАЭ, по 15 из Бахрейна и Кувейта, 10 из Катара, 6 из Иордании, а также воздушные и военно-морские силы Пакистана и Египта. Судан, по-видимому, также вносит свой вклад в проведение операции.

Соединенные Штаты оказывают содействие в рамках предоставления разведданных. И это только первый день противостояния. Операция, скорее всего, продлится в течение года.

Хуситы и Иран в ответ обещают жестокую месть. «Йеменский народ является свободным народом, и он будет противостоять агрессорам. Напомню вам, что правительство Саудовской Аравии и правительства стран Персидского залива пожалеют, что предприняли эту агрессию», – заявил в интервью каналу «Аль-Джазира» член политбюро хуситского движения «Ансаруллах» Мохаммед аль-Бухаити. Непроверенные донесения свидетельствуют о том, что хуситы уже начали артиллерийские обстрелы территории Саудовской Аравии. Иранские государственные СМИ, которые отрицают предоставление денежных средств хуситам и подготовку шиитского ополчения в Йемене, заявили, что арабская суннитская военная операция является «агрессией при поддержке США».

Целью арабской коалиции является заставить хуситов отступить от Адена на их традиционную территорию, тем самым устранив угрозу для мореходства в Красном море и восстановив некоторое подобие порядка в Йемене. Авиаудары направлены против хуситов и опорных пунктов бывшего президента Али Абдаллы Салеха. Кроме того, Саудовская Аравия, скорее всего, использует свои исторические племенные связи с Йеменом, чтобы создать потенциально просаудовское ополчение, основанное на родоплеменном начале и потоках наличности. Это не будет легкой задачей и конец игры пока не ясен.

Решение Саудовской Аравии начать эту операцию, по-видимому, иллюстрирует разницу между поколениями в руководстве Королевства: молодое поколение в лице заместителя наследного принца Мухаммеда ибн Найефа и министра обороны Мохаммеда ибн Салмана настаивали на интервенции, в то время как старшее поколение, сформированное на «старом мышлении» министра иностранных дел Сауд аль-Фейсала пыталось искать дипломатический путь разрешения конфликта.

Похоже, молодежь победила. С тех пор, как от рук террористов из «Исламского государства» погибло более ста хуситов в мечетях Бадр и Аль-Хашуш почти неделю назад, незатухающая гражданская война в Йемене вышла на совершенно новый виток эскалации насилия. Основные игроки этой кровавой драмы переставляют шахматные фигуры в йеменском пространстве, где информация противоречива и запутана для большинства дипломатов и аналитиков. Последние, кажется, наблюдают ситуацию лишь из тишины своих кабинетов, делясь своими размышлениями в социальных медиа, и восклицая, что события будут только ухудшаться.

Еще только вчера вертолеты летали над Саной, самолеты над Таизом, а хуситы лавиной надвигались на вот-вот готовый сдаться Аден. При этом йеменские политики по-прежнему боролись за власть, престиж, и право требовать собственных завоеваний. А тем временем экстремисты планировали свои следующие шаги.

Судьба свергнутого президента Йемена Абд Раббу Мансура Хади так и не была выяснена. Хади бежал в Аден из столицы Саны после того, как хуситы его свергли. Монархии Персидского залива быстро направили свои посольства в Аден для того, чтобы оказать поддержку Хади. Теперь поступают противоречивые сообщения о том, где Хади и что он намерен делать. Одни утверждают, что якобы он бежал из страны в Джибути, в то время как другие утверждают что, президент Йемена в Адене и намерен держаться до последнего.

Независимо от того или иного факта, исход, безусловно, будет своеобразным землетрясением эпических пропорций для Южной Аравии. Следовательно, саудовцы не могли не вмешаться.

Бывший президент Йемена Али Абдалла Салех, по-видимому, является основной движущей силой наступления хуситов на Аден, используя свои родоплеменные связи и союзы, чтобы извлечь территориальную выгоду. Котролируемый Салехом Высший комитет по сохранению вооруженных сил и безопасности заявил: «Мы выражаем наше полное и абсолютное неприятие какому-либо внешнему вмешательству в йеменские дела, под любым предлогом, в любой форме и с любой стороны».

Высший комитет добавил, что все члены вооруженных сил «будут противостоять всеми своими силами и героизмом любой угрозе единству и территориальной целостности Йемена». Эти слова означают, что иностранных интервентов, особенно арабские войска, предупреждают, чтобы они держались от Йемена подальше.

Здесь следует также отметить и роль бывшего лидера Южного Йемена Али Салема Аль-Бейда. Известный как «третий президент», Аль-Бейд в этом жестоком столкновении фигурирует в качестве лидера сепаратистского движения Южного Йемена «Аль-Харак». Аль-Бейд выступает против президента Хади и по отдельным данным в социальных медиа наладил альянс с Салехом.

Ситуация дошла до той точки, что региональное вмешательство стало реальной возможностью. Саудовская Аравия, по-видимому, находится на грани наземного вторжения в Йемен для того, чтобы остановить неумолимое наступление хуситов на юг. Также обсуждается формирование новой силы быстрого реагирования, состоящей из военнослужащих Египта, Марокко и ОАЭ. Это уже реальность. Предполагается, что саудовцы извлекли уроки из их последнего противостояния с хуситами в 2009 году и используют эти знания вместе с их арабскими союзниками по коалиции.

На международном уровне, президент Йемена Хади попросил Совет Безопасности ООН санкционировать «страны, желающие помочь Йемену, незамедлительно оказать поддержку законной власти всеми средствами и мерами по защите Йемена и сдерживанию агрессии хуситов». Ранее, свергнутый президент Йемена призвал вмешаться Совет сотрудничества стран Персидского залива и Лигу арабских государств. Маловероятно, что это произойдет до настоящего кровопролития, особенно в свете того, что всего несколько дней назад американцы вывели из региона находившееся там отряды сил специального назначения.

Сегодня, когда американская операция против организации «Аль-Каида Аравийского полуострова» (АКАП) заморожена, эта группа может беспрепятственно буйствовать на западе Йемена. Мы знаем, что Йемен уже давно стал базой для АКАП, которая ранее противостояла хуситам. Но эта группа выпустила официальное заявление, в котором отрицалось их участие во взрывах в мечетях на прошлой неделе. В заявлении было указано, что в группе действует приказ руководителя сети Аймана Аль-Завахири не взрывать мечети или рынки.

Это означает, что дикой фигурой во всей этой неразберихе является «Исламское государство» (ИГИЛ). ИГИЛ в Йемене только начинает свою деятельность в целях создания необходимых условий для расширения своей системы халифата в южной части Аравийского полуострова. Их жестокие удары против хуситов следует расценивать, как удары против Ирана. По данным социальных медиа, упомянутые нападения произошли накануне праздника Новруз. Их целью было подать смертельный сигнал, что ИГИЛ желает активно участвовать в распаде йеменского государства.

Необходимо осознать, что ИГИЛ будет той потенциальной силой, с которой придется считаться в Йемене, учитывая, что именно лидер ИГИЛ Абу Бакр Аль-Багдади, а не АКАП, призвал йеменцев-суннитов противостоять хуситам. При этом догмы ИГИЛ являются привлекательными для тех йеменцев, которые в силу различных причин оказались за пределами того или иного племени или этноса, основанных на родоплеменном строе.

Следовательно, цикл насилия очевиден: две воинствующие экстремистские группы вперемешку с родоплеменными отношениями и союзниками, которые часто представляют собой противоборствующие военные силы, в стране, которую на данный момент контролирует этно-религиозная группа, связанная с Ираном. Это не вымышленная история. Это суровая реальность нового беспорядка на пересечении Красного моря и Индийского океана с кинжалом, вонзенным прямо в сердце Аравийского полуострова.

Саудовская Аравия и ее суннитские союзники реагируют соответственно своим интересам. Они видят, что Иран стоит за хуситами, а соглашение между Ираном и «шестеркой» почти заключено. В подобной ситуации, Эр-Рияд хочет как бы разоблачить, с его точки зрения, коварность Тегерана. Королевство беспокоят победы Ирана в регионе и оно хочет его оттеснить. Для Саудовской Аравии, возможное соглашение между Западом и Ираном равно катастрофе.

Тем не менее, есть еще одна важная проблема. Масштабная интервенция в Йемене, вероятно, отзовется и в соседнем Омане. Всего несколько дней назад султан Омана Кабус вернулся из Германии после лечения. Он неизлечимо болен, и ожидается, что вскоре будет объявлен его преемник.

Ключевым моментом является, сможет ли султанат Оман при новом преемнике выдержать возле себя тот кипящий котел, которым сегодня стал Йемен. Теперь, когда началась операция «Аль-Хаз», которая не направлена ни против АКАП, ни против ИГИЛ, не воспользуются ли эти террористические группировки передышкой, чтобы сосредоточить свои усилия на южном Омане? Время покажет.

Автор: Д-р Теодор Карасик - специально для haqqin.az, Эр-Рияд

В этом разделе