Армяне признали: «Мы хотим избежать новой Карабахской войны»
Инцидент, связанный с уничтожением вертолета Ми-24 ВВС Армении на территории села Кенгерли Агдамского района Азербайджана, по сути, раскрыл тщательно скрываемые армянскими властями и армагитпропом переживания внутри армянского общества. Примечательно, что эти переживания связаны с вероятностью начала азербайджанской стороной военных операций на оккупированных азербайджанских территориях.
Благо, в Армении все еще остались СМИ, способные выложить всю правду об Армении и армян. Буквально накануне, Первый Информационный портал Армении, говоря о вышеупомянутом инциденте, отметил, что инцидент, связанный с уничтожением армянского вертолета, в Армении должен был стать причиной политических обсуждений, связанных не только с самим инцидентом, но и вообще, с Карабахским урегулированием, и с действиями, тактикой и стратегией Армении в этом процессе.
«Очевидно, что наше влияние на процессы нереалистично, между тем, вероятность войны очень велика. И здесь проблема всего лишь в том, когда начнется война, и в каких масштабах она будет. По сути, война уже идет, но не в классическом смысле. И вполне вероятно, что эта неклассическая форма сохранится еще многие годы. Однако к этому мы тоже не готовы, и наша реакция, по сути, состоит только в следующем: избежать войны. То есть, будучи уже в войне, мы думаем избежать ее, и потери во времени для нас не важны, другими словами, мы подвергаем себя визуальному обману», - отмечено в статье.
Откровенно говоря, я ждал этого признания давно. Ведь невозможно не заметить тот факт, что в последние дни армянские военные руководители явно снизили хвастливый тон своих официальных выступлений, по сравнению предыдущими днями. После инцидента с вертолетом они стали осторожны и сдержаны.
Но, с другой стороны, армянские СМИ охотно тиражируют высказывания некоторых зарубежных экспертов, еще точнее проармянских, которые, решив, прежде всего, обмануть себя, а потом и армян, заявили о том, что, несмотря на то, что расходы на оборону Азербайджана значительно превосходят расходы Армении, у армянских вооруженных сил «неплохая репутация». Среди них нашлись и такие, которые отметили, что последние годы Азербайджан закупал много оружия, но оружие - это все-таки железо».
Но «военные эксперты», пусть и проармянские российские, не смогли скрыть то, что на самом деле волнует армянское общество. Не буду называть имен этих самых экспертов, но не могу отметить то обстоятельство, что большинство из них никогда в армии не служило и, тем более, никогда не принимало личного участия в каких-либо военных действиях.
Армяне правы в своих беспокойствах. Среднестатистический армянин, получающую такую же среднестатистическую зарплату вправе задаться вопросом: о каком военном паритете может идти речь, если военный бюджет Азербайджана минимум в четыре раза превосходит армянский?
Неужели российские «эксперты», пусть даже проармянские не знают того, что в современных войнах решающая роль отводится высокоточному ударному и оборонительному оружию, и оружию, созданному на новых физических принципах.
Например, в ходе возможных грядущих баталий по противнику будут наноситься массированные удары непилотируемого высокоточного оружия различного базирования. Может ли Армения позволить себе закупать такие системы вооружения? Вопрос риторический. А расчет получить их от Москвы - абсолютно не состоятелен. Это слишком большая роскошь для России и потом поставки самого современного вооружения в Армению не входят в политическую повестку дня Москвы.
И еще, широкому пользователю абсолютно не известен военный потенциал самопровозглашенной «НКР». Если верить неофициальным армянским источникам, то по количеству танков сосредоточенных там, карабахские формирования не уступают Великобритании или странам Бенилюкса и Норвегии вместе взятым.
Современная война требует применения средств ПВО, предназначенных для поражения тактических и оперативно-тактических ракет на дальностях до 100 км и высотах до 50 км. Как, например, израильский комплекс «Arrow-2», норвежский «NASAMS» или экспортный российский С-300. Тогда два-три десятка уже устаревших ракет «Скад», имеющихся у Армении, становятся совершенно бесполезными. Но у Армении даже в отдаленном будущем не будет никаких финансовых возможностей приобрести подобные системы ПВО.
А есть ли у Еревана, в отличие от Баку, финансовая база, чтобы приобрести средства огневого поражения с лазерными головками наведения? Это - устройство, которое, находясь на самоуправляемом снаряде, следит за целью, управляет полётом снаряда на всей его траектории и способно вырабатывать команды для его автоматического наведения на цель. Для армянских военных такая головка - несбыточная мечта. Как, впрочем, и весьма дорогостоящие средства электрооптической активной защиты от высокоточного оружия, типа российского комплекса «Штора-1».
Кстати, с каких пор, желание зарыться как можно глубже в землю, что делают армяне в Карабахе, является свидетельством качественного обновления Вооруженных Сил? Они могут сколь угодно насыщать свою оборону, но в современной войне, как считают крупные американские теоретики во главе с Уильямом Линдом, «массирование и огневая мощь перестанут быть решающим фактором». Более того, высокая концентрация войск может стать фактором неблагоприятным, так как облегчает нахождение целей для уничтожения.
Давайте посмотрим на любой из современных локальных конфликтов и сразу убедимся, что громкие и хвастливые заверения о непобедимости как-то сразу улетучиваются после применения одной из сторон современных средств поражения. Во все времена принципы достижения победы остаются неизменными: во-первых, не допустить нанесения поражения своим войскам и, во-вторых - нанести противнику такие удары, после которых от его патриотизма и высокого боевого духа не останется и следа.
Армянские «Скады» и «Точки-У» могут быть уничтожены на траектории современными средствами поражения (С-300, Тор2м, норвежской NASAMS, израильской «Хома») и одновременно по «неприступной» обороне, системе управления, ПВО, огневым позициям, базам и пр. могут быть нанесены сокрушительные удары высокоточным оружием с лазерными и другими головками самонаведения. Бюджет Азербайджана позволяет всё это приобрести.
И потом, в Азербайджане понимают, что разгром противника в Карабахе должен быть максимально быстрым, подлинным блицкригом. Его реализация потребуют от боевых единиц, даже самого нижнего уровня, гибких действий на основе знания и понимания намерений вышестоящего командования.
То есть, азербайджанский солдат должен будет действовать по передовой американской теории -«теории OODA» («observation-orientation-decision-action» - «наблюдение-ориентировка-решение-действие»). И здесь одной выучки мало - необходимы современные средства наблюдения, информационные ресурсы управления боем. Армянская сторона ничего подобного приобрести не может, а высокоточное оружие, новейшие средства связи и распевание победных песен - отнюдь не одно и то же.
Да и напоследок. Армянские военные руководители часто рассказывают простому люду байки о высокой боевой подготовке армянского офицерского корпуса? Так и хочется задаться вопросом: кто и когда оценивал уровень подготовки армянского офицерского корпуса? Разве кого-либо из экспертов или военных наблюдателей приглашали на бесконечные маневры, которые проводят армянские вооруженные силы?
Кто-нибудь видел их, хотя бы, на полигонах? А, может быть, «эксперты» были приятно удивлены выучкой армянских военнослужащих в парадных расчетах? Но она и у азербайджанской стороны не хуже и, если судить о потенциале армии по парадам, то тогда с северокорейскими войсками вообще никто конкурировать не сможет. И ещё - останется ли боевой дух на столь высоком уровне после нанесения точечных ударов и осознания того, что от них «спрятаться» невозможно?
В Армении привыкли делать обнадеживающие для себя прогнозы из опыта победы в первой Карабахской войне. Но сегодняшние реальности совершенно другие. Мне очень близка мысль немецкого военного теоретика, генерала бундесвера Франца Уле-Веттлера: «В прежние времена командующий мог быть уверен, что грядущая война будет напоминать войны, имевшие место в прошлом. Это давало ему возможность анализировать прежний опыт и черпать из него подходящую тактику. Сегодня командующий войсками лишен такой возможности. Он знает с определенностью лишь одно: тот, кому не удается адаптировать опыт прошедшей войны к новой реальности, обречен на поражение в следующей войне».
Дело в том, что армянским военным и политическим деятелям пришло время отвечать на совсем другие, жесткие и выдвинутые самой жизнью вопросы. Где новые наступательные вооружения, о скором появлении которых рапортовали армянские генералы? Как проходит модернизация вооруженных сил Армении, которая, по скупому признанию того же Сейрана Оганяна, осуществляется «с опорой на собственные силы»? Способна ли армянская армия решать поставленные задачи при чудовищном дефиците техники, современного оружия, горюче-смазочных материалов, других материально-технических средств, военно-технического имущества и личного состава? Чем могут ответить армянские ВС на растущую мощь азербайджанской армии? Ни по одной из этих позиций рапортовать не о чем.
Остаются только набившие оскомину заклинания о «высочайшем боевом духе армянского солдата». Кстати и надеяться на Россию тоже не приходиться. Тот самый портал 1in.am констатирует: «Азербайджан для России остался естественным региональным союзником, и здесь, конечно, проблема в политических намерениях и целях, так сказать, стратегического союзника Армении – России, которая просто наплевала на государство - стратегического партнера, показав всю фальшивость этой системы».
Комментарии тут излишне…
Вести.аз