Аналитика и интервью » Москва охладевает к Тегерану из-за его отказа реализовать Венское соглашение

Заявление президента Дмитрия Медведева в отношении иранской ядерной программы может быть свидетельством ухудшения позиции Москвы в отношении Тегерана из-за отказа последнего участвовать в обмене ядерного топлива с Россией, считают эксперты.

"Очевидно, что Россия изменила свою позицию по отношению к Ирану, - сказал Trend по электронной почте Меир Литвак (Meir Litvak), профессор Центра по изучению Ближнего Востока и Африки имени М.Даян при Тель-Авивском университете.

В начале недели президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Иран приближается к обладанию потенциалом, который может быть использован для создания ядерного оружия.

При этом он напомнил, что в принципе обладание таким потенциалом не противоречит Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Поэтому в этом вопросе нужно придерживаться осторожной позиции и продолжать переговоры с Тегераном. Президент РФ подчеркнул, что возобновление диалога было главной целью принятой в июне новой резолюции Совета Безопасности (СБ) ООН.

По словам Литвака, Россию задело поведение Ирана, когда она предложила иранской стороне помочь дообогатить некоторое количество имеющегося у него урана на своей территории, и была удивлена или почувствовала себя обманутой, когда Иран обратился к Турции и Бразилии, тем самым полностью отстранив Россию от сделки по обогащению урана.

В октябре прошлого года был предложен план, так называемое Венское соглашение, согласно которому при посредничестве Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) до конца 2009 года Иран должен был передать в Россию около 1,2 тонны низкообогащенного урана (НОУ) из 1,5 тонны, полученных в ядерном центре в Натанзе. На российском предприятии материал должен был дообогащен до 20 процентов, после чего для изготовления топливных стержней уран отправили бы из России во Францию, так как в свое время исследовательский реактор в Тегеране возводили по французской технологии. Обратно Тегеран получил бы уже готовое топливо для реактора, которое нельзя использовать для создания атомной бомбы.

Схему одобрили практически все участники переговоров в Вене. Однако позднее Тегеран принялся выдвигать условия и вносить поправки.

Позднее, 17 мая, Иран, Турция и Бразилия подписали трехстороннее соглашение (Тегеранское соглашение) об обмене 1200 кг низкообогащенного урана (НОУ) на 20-процентное топливо на территории Турции. Иранский НОУ может быть направлен в Турцию в течение месяца после подписания соответствующего соглашения между Тегераном МАГАТЭ.

"Похоже, что Россия прежде недооценивала возможности или достижения Ирана в этой сфере, и они были удивлены темпами прогресса Ирана и тем фактом, что Иран скрывал некоторые установки от них", - сказал Литвак.

Еще одной причиной охлаждения отношений между Ираном и Россией он назвал высылку российских пилотов из Ирана несколько месяцев назад.

В марте власти Ирана дали всем работающим в Исламской республике российским пилотам гражданских самолетов срок два месяца на то, чтобы покинуть страну. Министр транспорта Ирана Хамида Бехбахани объяснил такое решение отсутствием необходимости привлекать пилотов из-за границы при наличии местных профессиональных летчиков.

"Я думаю, что Москва чувствует, что Тегеран слишком самонадеян в своем поведении по отношению к ней, в то время как Россия пыталась в прошлом помочь Ирану на международной арене, - сказал Литвак. - Они, вероятно, считают, что иранцы неблагодарные, и это может частично объяснить их поведение".

По мнению иранского эксперта по международным вопросам Гасана Бехиштипура, Медведев высказал такую идею именно сейчас по двум причинам: во-первых, потому что сейчас, когда Иран предпринимает попытки дообогатить уран самостоятельно для обеспечения топливом собственных реакторов, Россия может потерять одного из своих покупателей.

В качестве второй причины иранский эксперт назвал желание Москвы еще больше сблизиться с Вашингтоном, занимая желаемую ему позицию.

"Россия подобными заявлениями сближается с США, занимая позицию, которая близка Вашингтону, - сказал Trend по телефону Бехиштипур. - Я думаю, что такие выступления являются продолжением антииранской пропагандистской политики Израиля и США, которую они ведут на протяжении последних нескольких лет".

Точка зрения Медведева, считает Бехиштипур, не имеет под собой основания, потому что МАГАТЭ указало на проведение мониторинга иранских ядерных объектов на протяжении более чем четырех тысяч часов в собственных докладах, в которых также говорится о том, что Иран всегда соблюдает взятые на себя перед МАГАТЭ обязательства.

Доклады МАГАТЭ готовятся с 2003 года, когда впервые возникли подозрения относительно военной направленности иранской ядерной программы.

В рамках этих документов инспектора МАГАТЭ излагают результаты своих инспекций ядерных объектов Ирана и делают выводы о том, насколько активно Иран сотрудничает с МАГАТЭ, нарушает ли он положения Договора о нераспространении и пункты резолюций СБ ООН по Ирану.

Последний, 30-й по счету, опубликованный в феврале 2010 года доклад по своей остроте и жесткости отличался от предыдущих. В нем однозначно говорится о возможности создания Ираном ядерного оружия. В частности, в документе отмечается, что полученные Агентством сведения вызывают серьезную тревогу.

Trend

Все права сохранены © Мировые новости! Информационно-аналитический сайт

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!