Новые санкции Европейского союза (ЕС) против Ирана не повлияют на поведение Ирана, более того - они могут укрепить позиции иранского режима в отношении своей ядерной программы, считают эксперты.
"Изменят ли санкции ЕС и США траекторию режима Исламской Республики? Я думаю, это сомнительно по нескольким причинам", - сказал Trend по электронной почте Филипп Карл Зальцман (Philip Carl Salzman), профессор антропологии Университета Макгилл, научный сотрудник Фонда по защите демократии.
В понедельник, 26 июля, главы МИД 27 стран ЕС на встрече в Брюсселе одобрили дополнительные санкции ЕС в отношении Ирана, большая часть из которых, как ожидается, вступит в силу со вторника, 27 июля.
Санкции ЕС предусматривают, в частности, замораживание инвестиций в нефтегазовый сектор страны, запрет на передачу отраслевых технологий и оборудования, а также на оказание профильных услуг. В сфере торговли предложено запретить экспорт продукции, которая может быть использована Ираном в военных целях.
Среди причин, из-за которых Зальцман сомневается в эффективности санкций, он назвал отсутствие общей позиции стран мира в отношении ужесточения санкций.
"Россия уже осудила санкции ЕС, - сказал он. - Я сомневаюсь, что Китай поддержит их, так же как и большинство мусульманских стран".
Российский МИД во вторник заявил, что давление США и ЕС на Иран демонстрирует пренебрежение принципами совместной работы в "шестерке" и Совета Безопасности (СБ) ООН, а также о неприемлемой практике использования односторонних или коллективных санкций в отношении этой страны.
Американский эксперт Джемйс Форест (James Forest) также считает, что эффективность санкций зависит от соблюдения их режима всеми странами.
"В сложные экономические времена никого бы не удивило то, что некоторые страны спокойно смотрят в другую сторону, когда речь идет о том, чтобы сломить сопротивление нарушителей санкций", - сказал Trend по электронной почте Форест, профессор факультета уголовного судопроизводства и криминалистики Университета Массачусетс-Лоуэлл.
По словам Зальцмана, у Ирана имеется опыт вести дела опосредованным способом, и Тегеран найдет пути обхода санкций.
Он также считает, что Иран верит в предопределенность своей победы, и ужесточение санкций не разубедит иранцев. "Иранский режим готов некоторое время страдать, чтобы в долгосрочной перспективе одержать победу", - сказал Зальцман.
Что касается влияния санкций на простых иранцев, то, по его мнению, учитывая тот факт, что правительство Ирана, не колеблясь, жестоко обращается и убивает своих граждан, оно не отступит перед перспективой ограничений из-за негативных последствий для народа Ирана.
Кроме того, Зальцман полагает, что дальнейшие переговоры ни к чему не приведут, потому что для достижения компромисса цели Запада и Ирана не совпадают в полной мере.
"Иран не видит, что ЕС или США готовы приложить любые усилия для выполнения своих требований", - сказал он.
В итоге, по словам Зальцмана, Иран будет рассматривать санкции как часть своей борьбы с западным "высокомерием" и составляющей успеха в создании ядерного оружия и ракет, которые станут решающим элементом в окончательной победе Ирана.
"Иран будет продвигаться вперед еще более энергично", - сказал он.
Форест считает, что реальной целью этих санкций является желание продемонстрировать, насколько серьезные последствия вызовет изоляция Ирана.
"Ответственный режим, который действительно заботится о благополучии своих граждан, должен сменить свое воинственное и бессмысленное неповиновение и выбрать новое направление, которое свидетельствует о доброй воле и сотрудничестве с мировым сообществом", - сказал он.
По мнению Фореста, предстоит выяснить, сможет ли сегодняшнее руководство Ирана хотя бы рассмотреть такой шаг. "Возможно, эти санкции заставят их задуматься о долгосрочных последствиях проводимой ими политики", - сказал он.
По мнению российского эксперта Владимира Евсеева, пока трудно говорить об эффективности новых санкций против Ирана, так как в Европе отсутствует жесткий контроль за экономической деятельностью.
"Тем не менее следует отметить, что впервые были приняты санкции, которые значительно расширили сферу деятельности соответствующих резолюций СБ ООН", - сказал Trend по электронной почте Евсеев, старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН.
Девятого июня 2010 года СБ ООН принял очередную, четвертую по счету, резолюцию, которая предусматривает ужесточение санкций в отношении Тегерана в связи с его отказом свернуть работы по обогащению урана.
Кроме проверок на иранских судах и ограничения судоходства страны, документ предусматривает санкции в отношении иранских банков за рубежом, если есть подозрение, что они имеют отношение к развитию иранской ядерной или ракетной программы. Резолюция также призывает проявлять бдительность при осуществлении транзакций с участием иранских банков, в том числе Центробанка, и содержит призыв - но не требование - к странам блокировать финансовые транзакции Ирана, в том числе в области страхования.
Принятие новых санкций, считает Евсеев, говорит об ужесточении позиции ЕС в целом по вопросу иранской ядерной проблемы, несмотря на существенную зависимость некоторых европейских государств от поставок иранской нефти.
Иран является вторым крупнейшим экспортером нефти из числа стран ОПЕК. В настоящее время Иран экспортирует порядка 2,5 миллиона баррелей нефти в сутки. Основные покупатели иранской нефти - страны Западной Европы (35-50 процентов) и Япония (20 процентов). Явным лидером по импорту иранской нефти в Европе является Италия.
Запрет в нефтегазовой сфере в совокупности с новыми американскими санкциями, по словам Евсеева, будет способствовать уходу не только крупных, но и средних нефтяных и газовых европейских компаний с иранского рынка.
"Замена же их компаниями КНР и Республики Корея не будет полноценной, что, в частности, сильно затруднит освоение иранскими специалистами технологий сжижения природного газа", - сказал он.
Евсеев полагает, что серьезная проблема возникнет и при доставке нефти, так как отказ крупных европейских страховых компаний от сотрудничества уже сейчас осложнил доставку нефти морским путем (имеющаяся в ИРИ сеть трубопроводов не предназначена для экспорта нефти).
"Сейчас прекращается деятельность иранских транспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки по воде и по воздуху, - сказал он. - По-видимому, Тегерану придется фрахтовать иностранный танкерный флот, что неизбежно сократит получаемые нефтяные доходы".
Доходы oт экспорта нефти и нефтепродуктов являются главным источником экономического роста, валютных поступлений и формирования доходной части госбюджета Ирана. 85 процентов валютных поступлений и 75 процентов риаловых доходов в ИРИ прямо или косвенно связано с производством нефти.
Помимо этого, по словам Евсеева, будет трудно найти компании, готовые заниматься такой перевозкой и имеющие для этого достаточное количество крупных танкеров.
"В результате поток иранской нефти в Европу значительно сократится, что откроет дорогу для введения против ИРИ новых, еще более жестких санкций со стороны ЕС", - сказал он.
Иранский эксперт по международным вопросам Гасан Бехиштипур (Hasan Behishtipur) полагает, что, без сомнения, санкции окажут свое влияние.
"ЕС, США и Израиль оказывают таким способом на Иран давление, чтобы заставить его отказаться от реализации своей ядерной программы, - сказал Бехиштипур по телефону из Тегерана. - Но Иран предпринял некоторые превентивные меры внутри страны для ослабления влияния санкций".
По его словам, западные страны и США объявили, что санкции направлены против правительства Ирана, а не против иранского народа, однако в действительности именно народ, а не правительство столкнется с большими трудностями.
"Я думаю, что проводимая западными странами политика и использование санкций в качестве дубинки в переговорах не сможет привести к какому-либо результату", - сказал он.
Trend.az