США оказались не способны справиться с ролью всемирного блюстителя порядка
Американцы уходят из Ирака не потому, что победили терроризм, установили демократию и принесли мир народу. Они уходят как раз потому, что ничего этого сделать не способны. Их стратегические цели оказались недостижимыми и в конечном счете, ложными. Единственное, что удалось, так это свергнуть и казнить Саддама Хусейна. Однако лишь власть тирана держала в повиновении разноплеменное население, разделенное неустранимыми противоречиями. Без американского присутствия в лучшем случае к власти придет новый тиран. В худшем - мировое сообщество получит еще одно несостоявшееся государство вроде Афганистана и Сомали в стратегически важном регионе.
Соединенные Штаты Америки оказались не способны справиться с ролью всемирного блюстителя порядка, которую взвалили на себя вопреки желанию всего остального мира. Однако провалили эту миссию в Ираке. Продолжают проваливать в Афганистане. Но выводов, похоже, делать не собираются.
МИССИЯ ЗАМЕНИМА
Под покровом ночи 19 августа из Ирака в Кувейт в сопровождении конвоя бронемашин отбыла большая часть личного состава 4-й «страйкер-бригады» 2-й пехотной дивизии армии США, насчитывающей 4 тыс. человек. Оставшаяся часть военнослужащих бригады осталась в Ираке для урегулирования административных вопросов и будет вывезена вертолетами. Это была последняя боевая часть, остававшаяся в стране. Теперь в Ираке остались только небоевые...
Аэромобильные соединения, оснащенные бронетранспортерами Stryker, начали формировать в армии США в 2003 году как экспериментальную модель боевых подразделений сухопутных войск нового типа. В Ирак их ввели в 2004 году. Уход «страйкер-бригады» символизирует конец боевых операций армии США.
Однако полным выводом американских войск эту передислокацию назвать нельзя. В Ираке остались еще примерно 56 тыс. военнослужащих. До конца августа около 6 тыс. из них покинут страну. Оставшиеся почти 50 тыс. окончательно выйдут к концу 2011 года. Однако, как заявил командующий американскими вооруженными силами в Ираке генерал Рэймонд Одьерно (Raymond Odierno), солдаты и офицеры США, возможно, будут помогать иракцам в укреплении воздушного пространства и границ и после 2011 года. Во всяком случае, если иракское военное руководство обратится к США с просьбой о помощи, президент и Совет национальной безопасности США рассмотрят это предложение.
Еще одну причину назвал бывший глава Центрального командования США адмирал в отставке Уильям Феллон. Он сообщил CNN, что Ирак согласился закупать военную технику США, а это делает необходимым присутствие американских войск в стране и после 2011 года. «В наших интересах и в интересах иракцев продолжить отношения», - сказал он, подразумевая, что без американских инструкторов и техников не обойтись.
С 1 сентября военная кампания, с 2003 года носившая название «Иракская свобода» (Operation Iraqi Freedom), будет переименована в «Новую зарю», чтобы подчеркнуть новый характер миссии американских военнослужащих. Оставшиеся боевые части тоже будут переназваны более мирным термином, а в их задачи будет входить «помощь и поддержка» иракским силам безопасности. А президент США Барак Обама уточнил, что войска будут оказывать «консультационную и другие виды поддержки». В боевых операциях они участвовать не будут, единственный вид боевой службы, который остается, - это охрана американских дипломатов.
Да и сами «военные операции» с 1 сентября переименованы в «стабилизационные операции». Впрочем, представитель американского военного командования генерал-майор Стивен Ланза признал, что в практическом плане мало что изменится.
Основанием для сворачивания американских военных операций стало укрепление собственной армии Ирака. «Сегодня они способны обеспечить свою внутреннюю безопасность, - заявил генерал Одьерно телеканалу Си-би-эс. - Несмотря на то что терроризм остается проблемой, они в состоянии защитить людей». По его словам, иракские силы безопасности «в течение долгого времени действовали очень успешно», и поводов сомневаться в их компетентности нет. Американский командующий заверил, что вывод войск происходит при полной поддержке иракских властей. «Если бы они нас попросили (остаться. - «НВО»), мы бы рассмотрели такую возможность, - сказал Одьерно. - Это укладывается в рамки развития долгосрочных стратегических партнерский отношений, поэтому такую возможность мы бы обсудили. Но, повторяю, они ни о чем подобном не просили».
Однако местная печать цитирует официального представителя иракского правительства Али ад-Даббага: «Армию нельзя построить за один-два года. До 2011 года силовые структуры не будут готовы встать на защиту национальных границ и суверенитета». Он выразил озабоченность правящих кругов страны, которые больше, чем внутренних террористов, опасаются агрессии извне. «Политикам необходимо принять во внимание тот факт, что нужно будет выбирать между длительным присутствием американских войск или сложной ситуацией, когда нам самим придется себя защищать», - заметил ад-Даббаг. Как видим, политики приняли решение позволить американцам уйти.
О том же говорил и начальник Генштаба вооруженных сил Ирака генерал-лейтенант Бабакар Зибари. Он заявил, что вывод всех американских солдат к концу 2011 года будет преждевременным, поскольку иракские вооруженные силы не смогут обеспечивать полную безопасность государства до 2020 года.
ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ
Президент США Барак Обама всегда был ярым противником войны в Ираке. Став первым верховным главнокомандующим воюющей в чужих странах армии, который за устные обещания получил Нобелевскую премию мира, он в меру сил эту премию отрабатывает. Выступая в начале августа перед ветеранами в Атланте, штат Джорджия, глава Белого дома сказал: «Мы вынуждены признать, что конца американским жертвам в Ираке пока не видно. Но надо четко понимать - отныне военные операции уступят место мирной дипломатической деятельности». Так цена жизни превзошла насаждаемые демократические ценности.
Армия США в марте 2003 года вторглась в Ирак, а уже 1 мая президент Джордж Буш объявил о полной и безоговорочной победе. После этого в стране развернулась широкая партизанско-террористическая война, в которой погибли 4416 военнослужащих США. И продолжают погибать. 22 августа, уже после вывода боевых частей, в провинции Басра в ходе операции погиб солдат. Очевидно, до 1 сентября оставшиеся «небоевые» части продолжают участвовать в боевых операциях.
После кровавых 2005 и 2006 годов в Ираке ситуация постепенно разрядилась. В крупных городах даже снова началась «ночная жизнь».
Вдохновленное постепенным умиротворением ситуации в Ираке, американское командование постепенно начало сокращать свой воинский контингент, в худшие времена насчитывавший 166 тыс. человек. Тем более что вторая локальная война в Афганистане требовала все больших средств и сил. 30 июня 2009 года все американские солдаты покинули иракские города и сосредоточились на базах. Этот день властями Багдада был объявлен национальным праздником. В том же 2009 году Ирак покинули все союзники США, международная коалиция прекратила существование. С момента инаугурации Барака Обамы Ирак покинули более 80 тыс. американских солдат.
Однако нынешний июль ознаменовался резкой активизацией боевиков и массовой гибелью людей в результате взрывов и вооруженных нападений. За этот месяц, по официальным данным правительства страны, в Ираке убиты 535 человек и более тысячи получили ранения. Но власти американские категорически с этим не согласны. В коммюнике, изданном в Вашингтоне, говорится: «Заявление о том, что июль 2010 года стал самым кровопролитным месяцем в Ираке с мая 2008 года, неверны». И приводятся другие данные: погибли 222 человека и ранены 728. На чем эти данные основаны, не объясняется. Очевидно, не хочется видеть в выводе войск дестабилизирующий фактор.
Дестабилизирующих факторов в Ираке более чем достаточно.
На состоявшихся 7 марта нынешнего года парламентских выборах ни одна из партий не завоевала однозначного большинства в 163 мандата. Суннитский блок «Аль-Иракия» бывшего премьер-министра Айяда Аляви получил 91 место, шиитский блок «Государство закона» действующего главы государства Нури аль-Малики - 89 мест, Иракский национальный альянс (ИНА) - 70 мест. Создать коалицию и сформировать правительство не удалось до сих пор. Результат - вакуум власти. Фактически американцы оставляют страну, которая не имеет легитимного управления.
ИНА в июне объявил о слиянии с шиитским блоком Малики «Государство закона». Под общим названием «Национальный альянс» эта коалиция будет иметь 159 мандатов в парламенте, состоящем из 325 депутатов. Однако ИНА и ряд шиитских лидеров категорически возражают против притязаний Малики на должность премьер-министра. Но тот твердо намерен остаться при власти. И начал отдельные переговоры с суннитской «Аль-Иракией». Однако 16 августа Аляви разорвал отношения с действующим премьером.
Ситуация безвластия играет на руку тем, кто намерен решать все проблемы насильственными методами. Вице-президент США Джозеф Байден 23 августа, выступая на мероприятии ветеранской организации в Индиане, призвал все иракские политические силы в кратчайшие сроки сформировать правительство национального единства.
Тем временем Нури аль-Малики отверг идею примирительной конференции, которая могла бы пройти в сентябре в Дамаске с участием соседних стран. Представитель правительства ад-Даббаг призвал страны региона «не вмешиваться во внутренние дела Ирака». Так что аль-Малики продолжает выполнять обязанности премьера, но все больше иракцев отказываются признавать его власть законной.
ОХРАННИКИ И ДИПЛОМАТЫ
В нынешней ситуации все яснее обозначается внешний фактор. Командующий силами США в Ираке генерал Рей Одьерно считает, что Иран продолжает финансировать некоторые шиитские экстремистские группировки. «Скорее они хотят видеть в Ираке слабые правительственные институты, которые бы не создавали Ирану проблем в будущем», - заявил Одьерно.
Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари недоволен соседями. «В Ираке присутствует огромный вакуум власти. И это вина бросившего нас на произвол судьбы Обамы. Соседние страны теперь вмешиваются в нашу внутреннюю политику», - жалуется министр. «В последнее время турки ведут все более агрессивную политику в отношении Ливана, Сирии, сектора Газы и Ирака», - заявил он итальянской газете Corriere della Sera. По его словам, помимо Анкары этим «грешат» Тегеран и Алжир.
С 1 сентября все «наставнические функции» (подготовку спецподразделений, полиции, армии, администрации в провинциях), которые выполняло ранее командование армии США, будут переданы Госдепартаменту. Работать есть кому. Посольство США в Багдаде занимает большую территорию, чем Ватикан в Риме. Оно имеет отделения в 16 провинциях, а при них специальные «реконструкционные команды», работающие с местными властями. Бюджет дипломатического представительства - 16 млрд. долл. в год. В связи с расширением функций в Багдаде будет открыто еще пять консульских офисов.
Госдеп запросил дополнительно 1,8 млрд. долл., но Конгресс урезал эту сумму на 550 млн., включая 400 млн. на безопасность. Но деньги выделять все равно придется. Сейчас дипломатов и советников охраняют 2700 агентов частных охранных фирм. Хиллари Клинтон говорит, что после сентября ей надо будет втрое больше - почти 8 тыс. человек.
Сейчас функции оккупационных властей ускоренными темпами передаются частным фирмам. Производственно-хозяйственный аутсорсинг доминирует в охране, продовольственном снабжении, обеспечении связи, коммунальных услуг и т.д. Число гражданских контрактников на этих работах уже достигло 100 тыс. человек, вдвое превышая оставшийся военный контингент США. Из них 10 тыс. - агенты частных охранных компаний, защищающие дипломатов, советников и бизнесменов. Еще порядка 40 тыс. - сотрудники частных военных компаний (ЧВК), осуществляющие вооруженную охрану различных объектов, транспортных колонн и т.п. По данным Исследовательской службы Конгресса, на долю подрядчиков в 2009 году приходилось 48% всего личного состава Министерства обороны, действующего в Ираке. Главный подрядчик американской армии в Ираке по оказанию технической поддержки компания KBR содержит в этой стране по договорам прямого найма примерно 17 тыс. сотрудников.
Многие зарубежные фирмы также нанимают свою охрану. Особенно это относится к нефтедобытчикам. Например, китайская нефтяная компания «Оазис» - совместное предприятие китайской государственной нефтяной корпорации CNPC и китайской Северной промышленной компании NORINCO, основного производителя вооружения для сухопутных войск КНР, привезла в Ирак 40 бывших китайских спецназовцев. Можно встретить в Ираке и российских чоповцев. Если осенью будут приняты соответствующие поправки в законодательство, отечественные ЧОПы тоже выйдут на многомиллиардный рынок военных услуг.
Уход американских войск многие жители считают предвестником катастрофы. Ожидается вспышка межконфессиональных и межплеменных столкновений, разгул бандитизма. Курдистан де-факто уже независим, хоть и в рамках Ирака. С его территории постепенно изгоняются арабы и туркоманы. Вакуум власти чреват созданием отдельных шиитского и суннитского анклавов. В конечном счете снова будет раздолье для «Аль-Каиды» и других международных террористических группировок.
2010-08-27 / Виктор Мясников
Независимая газета