Аналитика и интервью » Новая Стратегическая концепция НАТО: две точки зрения
У Генсека НАТО свой взгляд на стратегическую концепцию. Фото Reuters

В ноябре в Лиссабоне состоится не только Саммит НАТО, но и двусторонний Саммит ЕС-США, пишет Независимая газета.

Ожидается приезд Барака Обамы. Ключевой темой обоих параллельных саммитов, и Саммита Евросоюза в том числе, станет миссия в Афганистане. Также между союзниками пройдут дебаты по Ирану. В своем совместном заявлении по повестке дня в Лиссабоне президент Европейского совета Герман Ван Ромпей и президент Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу подчеркнули символизм одновременного проведения двух саммитов - ЕС-США и НАТО, целью чего является намерение союзников укрепить трансатлантические связи, ради поддержания глобального режима безопасности. 

Брюссельская парламентская газета European Voice недавно опубликовала данные немецкого Фонда Маршалла в США (German Marshall Fund of the United States).

Около 23% европейцев уверены в реальности достижения стабильности в Афганистане в сравнении с 51% американцев.

Прилично отличаются и данные по уровню поддержки населением продолжения миссии - около 64% европейцев выступают за вывод войск или значительное сокращение национальных контингентов. В США этот процент намного скромнее - 41%. Однако в целом большинство населения Евро-Атлантики - 62% европейцев и 77% американцев - согласны с новой стратегией поддержания режима безопасности (региональной и глобальной), которая включает операции за пределами территории стран НАТО.

РАЗНОГЛАСИЯ ПО ВСЕМ ФРОНТАМ

Есть разногласия и по Ирану. Так, 43% европейцев убеждены, что если в отношении иранской ядерной программы не будет эффективной ни одна политическая мера, они поддержат военное решение. Среди американцев 64% населения выступают за военную операцию в Иране. На этом фоне Великобритания (57% опрошенных) и Турция (54% опрошенных) не считают, что появление ядерного оружия у Ирана потребует военного вторжения в эту страну.

Эти фактически принципиальные разногласия и 20-процентный отрыв во мнениях по Афганистану усугублены еще одной проблемой. В январе 2010 года Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен опубликовал в американской газете Washington Post свою статью под названием «Не обесценивайте обязательства Европы по Афганистану». Эта статья была «первым звоночком», открывающим жесткие проевропейские взгляды генсека НАТО. В тексте датчанин буквально нападал на Америку за постоянные упреки в адрес Европы, в том числе в отношении контрибуции в миссию ISAF. «США играют центральную роль в защите европейских ценностей и в обеспечении безопасности на пространстве Евро-Атлантики, и за это европейцы благодарны. Но, с другой стороны, если честно признаться, Европа способна осуществлять весомый вклад в поддержание безопасности. Европа может быть реальным партнером США», - писал не без сарказма Андерс Фог Расмуссен.

«Важно, чтобы в этот критический момент Америка признала усилия своих партнеров, потому что если в США снова возобладает общепринятое мнение, принижающее вклад европейцев в операцию НАТО в Афганистане, независимо от того, что предпринимает Европа, то тогда мы не сможем продолжать выполнять наши обязательства, - достаточно жестко обратился генсек НАТО к американскому народу, подчеркнуто выделяя при этом три базовых партнерских блока в альянсе, то есть Америку, Европу и Канаду. - У США не должно быть больше сомнений в том, что они могут рассчитывать на своих союзников, мы доказали это кровью». Эту очень показательную статью Андерс Фог Расмуссен завершил напоминанием, что «Европа и Канада будут оставаться американскими союзниками, партнерами и братьями по оружию».

Так есть ли «конфликт интересов» в Евро-Атлантике, есть ли различие в стратегическом планировании с точки зрения европейцев и с точки зрения американцев? Показательным может быть сравнение двух взглядов - американского и европейского - на будущую стратегию альянса. Американский взгляд можно оценить по докладу видного американского политика, экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт, главного разработчика рекомендаций по новой Стратегической концепции НАТО-2010-2020 под названием «НАТО-2020: Гарантированная безопасность, динамичное взаимодействие». Мадлен Олбрайт хорошо известна в качестве жесткого проводника американских взглядов в политическую жизнь. И доклад, представленный генсеку НАТО Андерсу Фогу Расмуссену в мае этого года воспринимается как отражение в большей степени американского видения развития альянса на ближайшие 10 лет.

В период подготовки Мадлен Олбрайт рекомендаций было реально продемонстрировало неприятие монополизма США в мировом истеблишменте. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен - сильный европейский политик, экономист, датчанин - в течение своего стартового года на этом ключевом евро-атлантическом посту не только вел интенсивную работу, включающую переговоры, публичные речи и принятие решений, «разворачивающую» НАТО в новом направлении, более ориентированном на экономическую оптимизацию, усиление военной кооперации стран и повышение долгосрочной ответственности за результат экспедиционных миссий перед местным населением. Андерс Фог Расмуссен упорно, в каждом своем выступлении, продвигал свой, европейский взгляд на будущий стратегический документ НАТО.

Автором этой статьи были проанализированы все публичные речи генерального секретаря НАТО за первый год, с момента принятия им высокой должности в августе 2009 года, и до начала второго года службы уже в августе 2010 года. В своем первом пресс-брифинге, которым генсек НАТО открыл второй год службы на посту главы альянса, Андерс Фог Расмуссен сказал, что только что отправил свой вариант новой Стратегической концепции НАТО всем главам государств - союзников НАТО. Таким образом, именно высказывания первого года можно считать этапом формирования нового стратегического видения альянса на ближайшие 10 лет у его руководителя.

Сразу следует оговориться, что тот факт, что подобный анализ появился именно в России, на фоне институционального сближения НАТО и России, которому сильно способствует сам новый генеральный секретарь НАТО, свидетельствует о том, что Россия будет чрезвычайно востребованным противовесом, сдерживающим монополию США на военно-политической площадке альянса. Собственно, это отражает и развернутую картину международных отношений, где США и Россия представляют из себя два ядерных суперблока, разделенных океанами. Но и в зале переговоров НАТО Европа сможет опереться на Россию, что можно назвать неким социальным «заказом», потребностью европейцев в аспекте отстаивания своих позиций за столом принятия ключевых решений.

Логические блоки рекомендаций Мадлен Олбрайт в целом полностью перекликаются с видением генерального секретаря НАТО (стратегическое партнерство с Россией, Ближним Востоком, глобальное партнерство, единая ПРО, новые вооружения, новые угрозы и вызовы глобальной безопасности, ядерное сдерживание и контроль над вооружениями). Сравнивая подходы двух политиков - Андерса Фога Расмуссена и Мадлен Олбрайт, можно отметить, что нет существенной разницы в понимании обеспечения режима безопасности между американцами и европейцами. И это реальный результат 60 лет успешного существования альянса как форума, объединяющего истеблишмент Старого Света и Северной Америки. Разделяют два политика и ключевую озабоченность - снижение оборонных расходов государств в условиях финансового кризиса и финансовый разрыв в поддержке обороны между США и Европой. Оба политика согласны, что это может привнести дисбаланс в отношения союзников и в итоге подорвать доверие и сплоченность.

ОБОРОНЫ БЕЗ ДЕНЕГ НЕ БЫВАЕТ

Как экономист, Расмуссен считает своим профессиональным долгом разобраться в недостатках финансового обеспечения обороны стран НАТО. Здесь можно выделить три озвученные установки: 1) в условиях финансового кризиса нельзя позволить странам слишком урезать оборонный бюджет, так как за безопасность сегодня надо платить высокую цену; 2) во избежание дублирования трат необходимо изменить характер взаимодействия НАТО с ЕС (что, кстати, не должно рассматриваться как милитаризация ЕС или демилитаризация НАТО), предлагается внедрить интероперабельность непосредственно на национальный уровень и осуществлять закупки вооружений сообща; и 3) планируется усиление финансирования европейских оборонных НИОКР для преодоления пятикратного разрыва с США, так как именно этот технологический разрыв, по мнению Расмуссена, и является самой большой угрозой политической сплоченности союзников.

Единство во взглядах США и Европы также касается борьбы с бюрократией, необходимости сокращения комитетов Штаб-квартиры НАТО. Однако стоит отметить, что доклад Мадлен Олбрайт в большей степени содержит практические рекомендации, касающиеся того или иного конкретного механизма действия. Это касается предложений по усилению Средиземноморского диалога, сотрудничеству с Евросоюзом, взаимодействию с Россией, интенсификации статьи 4 Вашингтонского договора, по вопросам ПРО, ДОВСЕ и приоритетным видам вооружений (в основном для освоения Мирового океана). Американский доклад, так же как и генсек НАТО в своих речах, выступает за сотрудничество НАТО с Индией и Китаем, добавляя к этому еще и Латинскую Америку. Несомненно, урегулирование конфронтации с Латинской Америкой является более важным приоритетом для США в глобальном партнерстве.

Уделено внимание в докладе Олбрайт такой организации, как ОБСЕ, которой отводится роль Soft Power, в то время как НАТО, как записано в рекомендациях, должна оставаться приверженным сугубо Hard Power. Есть интересное высказывание - НАТО должна придавать особое значение тому, чтобы внимание не переключалось с темы безопасности. Это отнесено к такому фактору, как «прогнозируемые последствия бездействия». Это очень соотносится с тем 20-процентным разрывом в опросе, о чем говорилось выше, показывающим, что американское мышление более милитаризировано, чем европейское.

ОПОРА НА ТРИ КИТА

В то же время позиция Расмуссена системнее, глубже, она более «первична», как и сами корневые европейские ценности, нежели взгляд американского политика Мадлен Олбрайт. Генеральный секретарь НАТО закладывает в стратегию альянса три ключевые институциональные мысли, которые отнюдь не механические и частно-практические, а, наоборот, нацелены на то, чтобы в будущем потребовалось как можно меньше этих механических и военных решений. Какие же это три кардинальные установки Расмуссена, которые не встречаются в докладе Олбрайт?

Первое: НАТО должна вбирать в себя все, что нужно для поддержания глобальной безопасности, - Hard Power, Soft Power, экономику, общественную дипломатию, координацию со всеми нужными международными и неправительственными организациями, включая ООН и ЕС и т.п.

Второе: необходимость слияния с Евросоюзом обусловлена не только желанием избежать дублирования миссий, речь идет об уходе от понятия национальных армий и изначальной подготовке интероперабельных сил - так, чтобы они были абсолютно совместимы, монолитны и однородны в международных контингентах, а не «слатаны» на скорую руку из «лоскутов».

Третье: НАТО должна восприниматься мусульманским миром как защитник их идеологии и мирной жизни, а значит, НАТО будет постепенно адаптировать свои евро-атлантические ценности, но все же продвигать их в мусульманский мир.

Это самое необычное, «незаезженное» и позволяющее взглянуть на полную медийных штампов ситуацию по-новому. Расмуссен объявляет, что НАТО предпринимает усилия для защиты мусульманского мира от терроризма и недемократических кровавых режимов. Генсек даже цитирует известное Амманское послание к мусульманскому миру (Amman Message), продекларированное в 2004 году, которое призывает мусульман к толерантности, межкультурному и межрелигиозному диалогу.

Таким образом, впервые прозвучало заверение защиты не только европейских ценностей, но и мусульманского мира. Это высказывание можно сравнить с совершенно новым поворотом в стратегии альянса, и, несомненно, это направление будет иметь дальнейшее и интенсивное развитие в стратегии НАТО. Однако оно же является и мощным вызовом для самого Расмуссена, так как для защиты двух миров - европейского и мусульманского - нужны новые надрелигиозные ценности, которые были бы понятны народам в мусульманских странах. Это напоминает нам, что Старый Свет, европейская корона - по-прежнему авангард всей мировой цивилизации. И именно из уст европейца мы услышали о новом ментальном «крестовом походе», о смелой, амбициозной стратегии.

НАТО, хоть и имеет внутри себя доминирующее американское присутствие, но является «боевым крылом» Старого Света, для которого Америка - лишь одна из исторических колоний. Европа сегодня жестко и решительно нацелена на выживание в глобализирующемся мире среди новых гигантов, на дальнейшее обеспечение своего первенства и приоритета на международной арене. И именно эту функцию в ближайшие 10 лет и будет выполнять НАТО.

Время покажет, будет ли встреча в Лиссабоне диспутом пацифистов (европейцев) и милитаристов (американцев). Очевидно, что системный подход нового генсека уже заставил европейцев выше поднять голову и немного подвинуть США с пьедестала. Не исключено, что приглашение России в Лиссабон - оно официально уже состоялось 16 сентября по личной инициативе генсека НАТО - кардинально развернет ожидаемый характер лиссабонских переговоров союзников. И это не касается таких в принципе частных вопросов, как объединение ПРО, возможность поставок российского оружия в страны НАТО, расширение помощи в Афганистане и т.п. Это касается исторического установления многополярности в международной политике, особенно на пространстве Евро-Атлантики.

Все права сохранены © Мировые новости! Информационно-аналитический сайт

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!