Аналитика и интервью » Посол Ирана в России: "Сионизм рухнет сам по себе, как режим апартеида в ЮАР"
Посол Ирана в России Сейед Махмуд Реза Саджади

Интервью  «Газете.Ru»  Чрезвычайного и Полномочного посла Исламской Республики Иран в России Сейеда Махмуда Резы Саджади.

Вопрос: Каковы отношения между странами сейчас, когда Россия, долгие годы выступавшая защитником позиций Ирана перед международным сообществом, однозначно поддержала новые санкции Совета Безопасности ООН в отношении Тегерана?

Ответ: Хочу сказать, что роль России и Ирана в нашем регионе очень велика, потому что мы считаем, что обеспечение безопасности и стабильности в этом регионе зависит от сотрудничества между нашими двумя странами. Кроме того, между нами есть и другой фактор - это географическое положение наших двух стран и тот факт, что мы соседи. Естественно, это больше соединяет нас друг с другом. Кроме того, у нас есть и общие интересы и общие угрозы.

Я считаю, что задача наших лидеров, наших глав государств сводится к тому, что независимо от того, что возможно между нами (иногда в отношениях появляется похолодание), чтобы это похолодание не зашло далеко, чтобы между нами не было натянутых отношений. И поэтому независимо от того, что произошло в последнее время, независимо от последних действий Российской Федерации в отношении Тегерана, обе страны стараются улучшить свои взаимоотношения.

- Знает ли иранский народ и руководство Ирана, что подавляющее большинство россиян не поддержало решение президента Медведева о вводе санкции против Ирана и также, что народ России за более тесное сотрудничество с Ираном? (Данные «Левады-центра»).

- То, что взаимоотношения между нашими народами лучше и эти взаимоотношения поступательно развиваются  - лучше, чем взаимоотношения между двумя правительствами, бесспорно, действительно так.

Иранские граждане, которые приезжают в Россию, попадают под впечатление от российской культуры, красоты России, Москвы. Это касается и российских граждан, которые совершают поездки в Иран или со мной по моему блогу связываются. И у российской публики и граждан тоже такое же отношение к Ирану.

Что касается наших лидеров, то надо исходить из того, что они располагают большей информацией или просто такой информацией, которая заставляет принимать иные решения, которые не соответствуют именно этому духу. С другой стороны, то, что его превосходительство господин Медведев, президент Российской Федерации, принял такое решение (по вопросу санкций), наверное, соответствует российским интересам.

Я считаю, что та информация, которая была дана ему, была недостоверна, и поэтому то решение, которое принималось им по отношению к Тегерану, было поставлено в зависимость от этой недостоверной информации. Я очень рад, что российский народ имеет такую же оценку, какую и я имею по этому вопросу.

- Как в Иране понимают российские интересы, если они, допустим, включают в себя введение санкций в отношении Ирана и непоставку систем противовоздушной обороны?

То, что Россия не выполнила свои обязательства и не отправила комплекс С-300 в Иран, негативно, даже очень негативно сказывается на общественном сознании иранского народа.

Особенно после того, как госпожа Клинтон после принятия санкций против Ирана однозначно отметила, что "комплексы С-300 не включаются в список запрещенных резолюцией вооружений, но если Россия не поставит эти комплексы в Иран, мы (США. - "Газета.Ru") будем России благодарны". И поэтому общественное сознание в нашей стране считает, что Россия переступила границы этих санкций.

Хочу сказать, что именно такое поведение с другими странами на долгие годы остается в сознании народов этих стран, не забудется. Когда я общаюсь с нашими египетскими друзьями, они тоже утверждают, что во время арабо-"израильской" войны (1973 года. - "Газета.Ru") СССР именно на стадии боевых действий отказался отправлять вооружение Египту, и это стало причиной поражения египетской армии. Вы знаете, уже несколько десятков лет прошло со времени этой войны, но это не забывается. И поэтому, когда я рекомендую тегеранским компаниям и министерствам оптимизировать сотрудничество с Россией, они мне задают вопрос, уверен ли я, что судьбу наших проектов не ждет такая же судьба, как с С-300.

- Какие действия предприняла Россия, чтобы вернуть аванс, который Иран уже заплатил за эти системы? Может быть, были предложены поставки других вооружений?

Только несколько дней тому назад "Рособоронэкспорт" официально сообщил нам, что не поставит Тегерану комплексы С-300. Поэтому пока никакого распоряжения от нашего министерства обороны нет. Но я получил информацию, что Россия намеревается идти дальше и не будет отправлять в Иран запасные части для самолетов и танков, которые были проданы Ирану в предыдущие годы.

Поэтому, когда мы видим, что не выполняются обязательства по ранее заключенным договорам - поставка запасных частей - нет никакой целесообразности в том, чтобы говорить относительно дальнейшего сотрудничества в этой области.

Вы должны обратить внимание на следующий важный фактор. Инициатива Ирана в отношении закупки вооружений в России поощряла другие государства, чтобы они делали соответствующие выводы и делали запросы о закупке вооружений в России. Я хочу сказать, что это были те страны, у которых традиционно было уже западное направление в обеспечении вооружением, им даже не рекомендовали, чтобы именно "восточная школа" вооружений стала частью их системы обороны.

Поэтому, когда Россия не продает вооружения Ирану, она автоматически потеряет свои рынки и в этих странах. Я имею в виду не то, что Иран будет рекомендовать этим странам не закупать вооружения в России, а то, что они просто не хотели отставать в этом от Ирана. Теперь, когда Иран не закупает вооружений, никакой конкуренции здесь вообще не будет. И я уверен, что в перспективе продажи российского оружия в эти государства упадут, заметно упадут.

- Уточните, пожалуйста, точную сумму аванса, которую Россия должна вернуть.

$166 млн - но эту сумму я узнал из газет. У меня нет никакой информации относительно этих цифр.

- Будет ли война с "Израилем"? Кто должен нанести удар первым?

Иран ни в коем случае и ни под какими условиями не нападет ни на какое государство. Потому что мы на протяжении 30 прошедших лет доказали и показали это. И поэтому всегда мы играли конструктивную роль в урегулировании региональных споров. Ярким примером чего является сотрудничество между Россией и Ираном по Таджикистану. В то же время за шесть прошедших месяцев многие "израильские"  руководители говорили о нанесении военного удара по Ирану, то есть они официально объявляли об этом. Видите, вообще принципиально культура "Израиля" и поведение "Израиля" с первых дней его появления - это была агрессия, это террор и создание страха для других народов, других стран. Даже некоторые их мыслители угрожают Европе тем, что если Европа не поддержит их, то, возможно, "Израиль" нанесет ядерный удар по Европе. Мы считаем, что "израильский" режим - это расистский режим, этот режим обречен на исчезновение как режим апартеида бывшей Южной Африки.   Причем апартеид рухнул без всяких военных действий, военных конфликтов, сам по себе. И поэтому мы не исходим из ведения военных действий и атаки на "Израиль", мы вообще об этом не думаем. Видите, вся военная машина "Израиля" могла противостоять только 33 дня на юге Ливана против некоторых молодых людей из числа жителей Южного Ливана. Если этот режим хочет попробовать свой шанс по отношению к Ирану -- это уже от него зависит.

- Почему Иран допускает шантаж со стороны США и Запада? Почему бы не выйти из договора о нераспространении и не снять эту головную боль? Понятно же, что напасть на Иран никто не решится, у всех и так головная боль с Ираком и Афганистаном.

Сейчас у нас есть и скоро уже начинает работать Бушерская АЭС, топливо для которой обеспечивается Россией. Если мы будем выходить из этого договора, то наша первая проблема будет с Россией и будет под вопросом обеспечение топливом Россией для Бушерской АЭС. Но в то же время меджлис Ирана попросил правительство Ирана изучить вопросы выхода Ирана из договора о нераспространении. И поэтому, возможно, если в будущем мы почувствуем, что именно этот договор и МАГАТЭ превратились в инструменты давления США на Иран, возможно, что Иран выйдет из этого договора. И поэтому пока такого четкого решения по этим вопросам нашим правительством не принималось.

- Намерены ли вы продолжать ядерное сотрудничество с Россией? Иран собирался строить еще несколько атомных станций. Будет ли сделано предложение России, чтобы она как-то участвовала в этом строительстве?

Мы считаем, что будущее ядерного сотрудничества между Ираном и Россией в первую очередь зависит от России, не от Ирана. Наши специалисты в ядерной области имеют хорошие воспоминания от сотрудничества с российскими специалистами в этой области. И Организация по атомной энергии Ирана хочет продолжать сотрудничать с «Росатомом». Но всегда такое сотрудничество подчиняется нашим политическим отношениям. Естественно, если Иран почувствует, что подход России к Ирану неуважителен и недружествен -- такого сотрудничества не будет.

- Какова сейчас ситуация с производством радиоактивных изотопов, которые используются для лечения рака? Недавно возникла проблема нехватки топлива для реактора, на котором производятся эти лекарства. Какова ситуация сейчас?

К сожалению, наш запрос в МАГАТЭ относительно обеспечения 20-процентным обогащенным ураном именно для этого реактора еще не осуществлен. Наш проект в сотрудничестве с Бразилией и Турцией не только не одобряется именно этим агентством, даже игнорируется. И после этих соглашений уже последовала четвертая санкция против Ирана. В силу чего мы были вынуждены уже сами производить обогащение урана до 20 процентов. И поэтому я полагаю, что через несколько месяцев уже мы можем производить тот нужный объем топлива для обеспечения тегеранского исследовательского реактора. Но хочу сказать, что иранский народ не лишен способностей именно в тех случаях, когда нужные ему вещи не дают,  другими словами, способный народ, может сам всё произвести.

Все права сохранены © Мировые новости! Информационно-аналитический сайт

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!