Средний Восток » Ни санкции, ни новые переговоры не приведут к выходу из иранского ядерного тупика

До тех пор пока либо правящий режим Ирана не сменит линию поведения в обсуждении своей ядерной программы, либо западные страны не пересмотрят "двойную стратегию" в отношении Ирана, ни новые переговоры, ни санкции не смогут разрешить сложившийся политический кризис вокруг ядерной программы Тегерана, пишет Тренд в соответсвии с мнением экспертов.

"Иран готов начать переговоры с Европой и "шестеркой", если только переговоры приведут к тому, что его программа по обогащению урана будет принята и узаконена, - сказал Trend по электронной почте член экспертного совета Trend профессор Реза Тагизаде. - Евросоюз не готов принять это, и они заранее уверены, что переговоры с Ираном не увенчаются успехом. Таким образом, они проводят так называемую политику "умной дипломатии", то есть держат дверь открытой для переговоров, но при этом увеличивают давление на Иран".

В конце прошлой недели верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон сообщила о том, что главный иранский переговорщик Саид Джалили согласился начать переговоры с "шестеркой" (пять постоянных членов Совета безопасности (СБ) ООН плюс Германия) по ядерной программе Ирана после 10 ноября.

Позднее Верховный совет по безопасности Ирана подтвердил готовность провести переговоры.

По словам Тагизаде, Европа считает, что Иран может выполнять их требования только под серьезной угрозой военного нападения или экономического кризиса, но так как они не в состоянии напасть на Иран сейчас, поэтому они сфокусировались на усилении экономического и политического давления на Тегеран.

В июле лидеры стран ЕС, а затем и главы МИД этих стран предложили на встрече в Брюсселе дополнительные санкции в отношении Ирана. Ограничения предусматривали замораживание инвестиций в нефтегазовый сектор страны, запрет на передачу отраслевых технологий и оборудования, а также на оказание профильных услуг. Кроме того, меры предусматривают ограничения в сфере торговли, банковской сфере, а также запрет на въезд в Евросоюз ряду иранских чиновников.

5 октября главы МИД всех стран ЕС на встрече в Люксембурге одобрили введение дополнительных санкций в отношении Ирана.

"Такая политика в отношении Ирана, конечно, не может побудить Тегеран поспешить к столу переговоров с ЕС, но такой подход не содержит рисков и не является также дорогостоящим для Европы, - сказал Тагизаде. - Они хорошо понимают, что Иран не собирается уступать в любом случае в обозримом будущем, даже если они согласятся сесть за стол переговоров".

По его мнению, США и ЕС предполагали, что, применяя подобное давление, они смогут прийти к окончательному решению зашедшей в тупик ядерной программы Ирана, которое сломит сопротивление правящего режима силой, а не пакетом благ или круглым столом переговоров с ним.

Однако, по мнению иранского эксперта по международным отношениям Хасана Шариатмадари, целью санкций не является свержение иранского правительства.

"Даже при воздействии санкций на экономику Ирана правительство, почувствовав опасность, не примет решение о стратегических изменениях, - сказал Trend по телефону из Берлина Шариатмадари. - Я считаю, что Иран будет настаивать на своей первоначальной позиции для того, чтобы выиграть время, и будет участвовать в переговорах, чтобы смягчить действие санкций. Однако от конкретных переговоров по ядерной программе будет уклоняться".

С ним согласен профессор Центра по изучению Ближнего Востока и Африки имени М.Даян при Тель-Авивском университете Меир Литвак, который не думает, что санкции заставят Иран полностью отказаться от своей ядерной программы.

Санкции, считает Литвак, преследуют две цели, которые по-прежнему важны: во-первых, вынудить, по крайней мере некоторые группы внутри иранской элиты, рассмотреть вопрос о принятии более гибкой линии поведения в переговорах.

"Такие переговоры в случае успеха приведут к приостановке или замедлению продвижения Ирана к обладанию ядерным потенциалом", - сказал он.

Кроме того, по словам Литвака, санкции направлены на создание трудностей для режима, в результате которых он будет вынужден переключить свое внимание, усилия и ресурсы на экономические вопросы, а не ядерные.

По мнению эксперта по ядерным вопросам Саида Йари, темой переговоров между Джалили и Эштон станут общие для обеих сторон предложения, так как в 2008-2009 годах Тегеран ответил на все пять вопросов МАГАТЭ в отношении так называемой Модальной программы (или Плана работы по разрешению оставшихся невыясненными проблем, касающихся ядерной деятельности Ирана в прошлом).

"Если начнутся переговоры в рамках предложений, выдвинутых Ираном в прошлом году, то я считаю, что они могут стать обнадеживающими", - сказал Trend по телефону из Тегерана Йари, генеральный секретарь Организации по защите национальных интересов Ирана.

В июле прошлого года президент США Барак Обама призвал Иран до сентября того же года ответить на предложение "шестерки", предусматривающее отказ от дальнейших ядерных исследований в обмен на торговые преференции. После чего в сентябре Иран предоставил "шестерке" пакет предложений, касающихся мировой атомной энергетики и других глобальных "вызовов".

Позднее переговоры Ирана с "шестеркой" были прерваны после того, как Совет управляющих МАГАТЭ большинством голосов принял резолюцию, осудившую Иран за строительство второго завода по обогащению урана недалеко от иранского города Кум, и призвал Тегеран ответить на вопрос о строительстве других незаявленных ядерных объектов.

Запад, считает Йари, не надеется на какие-либо достижения в рамках этих предложений и добивается от Ирана, чтобы тот принял его соображения по ядерной программе.

"Запад проводит парадоксальную политику в отношении иранской ядерной программы, - сказал он. - Они выказывают интерес к переговорам с Ираном, но при этом ужесточают санкции против страны. Запад должен садиться за стол только для переговоров, не с намерением оказать давление. Иранская ядерная программа - стратегический проект, останавливать ее давлением, по-моему, абсурд".

В июне СБ ООН принял резолюцию 1929, вводящую новые санкции в отношении Ирана в связи с его отказом свернуть работы по обогащению урана. В поддержку документа высказались 12 из 15 членов Совбеза, Турция и Бразилия проголосовали против, Ливан воздержался. Это четвертая по счету резолюция, содержащая санкции и принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования, касающиеся его ядерной программы.

По мнению Тагизаде, ядерное противостояние Ирана с Западом очень похоже на арабо-израильский конфликт: много усилий со всех сторон и до сих пор нет никакого решения.

"Ядерная проблема Ирана многосторонняя, и рассматривая ее только с одной стороны, можно упустить другой ее аспект, хотя он может быть не менее важен, чем рассмотренный", - сказал он.

Все права сохранены © Мировые новости! Информационно-аналитический сайт

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!