Военное нападение на Иран, о котором говорится в недавних скандальных публикациях WikiLeaks, повлечет за собой катастрофические последствия для всех стран, в том числе и для стран региона, считает член Экспертного совета Trend Владимир Сокор.
"Определенно, последствия нападения на Иран могут быть катастрофическими для всех стран, включая страны региона, - сказал Trend сотрудник Джеймстаунского фонда (Вашингтон) Сокор в Центре стратегических исследований при президенте Азербайджана. - Стоит только подумать о ценах на нефть, блокаде Персидского залива, наплыве беженцев из Ирана и продолжительной враждебности со стороны Ирана к тем, кого он будет считать ответственным за подобное нападение".
В конце ноября были обнародованы около 250 тысяч секретных документов из переписки американских дипломатов, попавших в распоряжение скандально известного интернет-ресурса WikiLeaks. Ряд западных изданий, таких как New York Times, Guardian, Spiegel, опубликовали выдержки из секретных служебных документов.
Из них, в частности, следует, что в арабском мире были глубоко озабочены ситуацией в Иране. Так, король Саудовской Аравии неоднократно призывал США атаковать Иран, чтобы положить конец ядерной программе. Согласно документам, в апреле 2008 года посол Саудовской Аравии в Вашингтоне на встрече с представителями Пентагона вновь озвучил эту просьбу, заявив: "Вам [американцам] следует отрезать голову змеи".
Как "зло" и "перманентную" угрозу, судя по публикуемым документам, расценивают Иран в Египте, ОАЭ, Иордании.
По словам Сокора, Саудовская Аравия не является важным игроком на международной арене, и подобные заявления с ее стороны свидетельствуют о незрелости правительства этой страны.
"Существует много спекуляций по поводу возможной атаки на Иран, хотя самый большой противник возможного нападения - Пентагон, - сказал он. - Министр обороны США Роберт Гейтс и глава Объединенного комитета начальников штабов американских вооруженных сил адмирал Майк Маллен - ярые противники военного разрешения иранской проблемы".
Обладающий ядерным оружием Иран представляет серьезную угрозу для Израиля, мира на Ближнем Востоке и всего человечества, сказал в понедельник премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Израильский премьер полагает, что в случае атаки со стороны Ирана именно Израиль станет "первой, но не последней целью нападения".
Среди документов WikiLeaks есть и оценка министра обороны Эхуда Барака ядерного потенциала Ирана. В июне 2009 года он сказал, что до создания атомной бомбы Тегерану остается от шести до 18 месяцев. Барак также отметил, что США могут помешать Ирану обзавестись ядерным оружием, но, по его словам, "любое военное решение опасно".
Сокор не уверен, что Израиль серьезен в отношении своих угроз в отношении Ирана. По его мнению, цель подобных угроз в основном напугать правительства США и Западной Европы и заставить их ввести еще больше экономических санкций против Ирана, для того чтобы избежать атаки.
"Это дипломатическая тактика Израиля, которую он использует также в Вашингтоне, а Вашингтон, в свою очередь, в Европе, - сказал он. - Логическая цепь размышлений такова: Израиль угрожает нападением, Вашингтон заявляет, что мы должны принять санкции, для того чтобы избежать атаки на Иран, а затем Вашингтон обращается к Западной Европе за поддержкой в принятии санкций в Совете Безопасности (СБ) ООН".
США и ряд других стран Запада обвиняют Иран в разработке ядерного оружия в военных целях под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его ядерная программа имеет исключительно мирную направленность. До настоящего момента Совбез ООН принял шесть резолюций, четыре из которых направлены на введение санкций против Ирана, требующие от него отказаться от обогащения урана, и две резолюции, содержащие предупреждения.
По словам американского эксперта, до сих пор угрозы Израиля выглядели, скорее, как политический жест, рассчитанный на введение экономических санкций против Ирана в СБ ООН.
"Не стоит верить в подобные угрозы, - сказал он. - Но они пагубны, потому что придают силу идее об атаке на Иран, делают этот вопрос традиционной темой для обсуждения".
Кроме того, Сокор считает, что угрозы заставляют нервничать некоторые ключевые экономические группы, например, тех, кто обеспечивает страхование танкеров в Персидском заливе.
"Цена страхования увеличивается, что может привести к банкротству, - сказал он. - Также может наблюдаться напряжение на нефтяных рынках, цена на нефть может возрасти, в результате чего создастся общая нездоровая ситуация".
Но, по мнению Сокора, наиболее негативное последствие подобных угроз - препятствие для политического диалога между Израилем и Ираном.
"Отношения между двумя странами не могут быть пересмотрены, пока Иран и Израиль угрожают друг другу, - сказал он. - Эти страны были союзниками во время правления шаха в Иране. Таким образом, нет исторических причин для того, чтобы Израиль и Иран были постоянными врагами".
Иран не имеет дипломатических отношений с Израилем и отказывается признавать его как государство. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад регулярно говорит о скором распаде Израиля.
Относительно американо-иранских отношений Сокор полагает, что проблемы между Вашингтоном и Тегераном создают ненужные сложности и опасность для соседей Ирана, включая Азербайджан.
"США выдвигают недостаточно дипломатических инициатив по Ирану, нет реального диалога, хотя всесторонний диалог между США и Ираном может и должен состояться", - сказал он.
Одной из причин заинтересованности США и Европы в Иране Сокор назвал возможность поставок иранской нефти, а особенно газа на мировые рынки.
"Я не говорю о трубопроводах в Европу из-за географического месторасположения Ирана, - сказал он. - Было бы разумно сжижать газ и экспортировать его как LNG не только в Европу, но и по всему миру".
Иран обладает вторыми крупнейшими в мире доказанными запасами природного газа (по данным BP на конец 2009 года 29,61 триллиона кубометров, или 15,8 процентов всех мировых запасов, и 33 процента от запасов "голубого топлива" стран-членов ОПЕК).
Однако объемы добычи газа в Иране пока сравнительно невелика - 131 миллионов кубометров в сутки. Иран никогда не выступал и не выступает крупным экспортером природного газа. В сутки экспортируется лишь немногим более 15 миллионов кубометров иранского газа.