Станет ли королевская чета Иордании - король Абдалла II и его супруга Рания Аль-Абдалла - следующими арабскими правителями, которые будут вынуждены покинуть родину, как это произошло с лидерами Туниса и Египта?
В письме, опубликованном на этой неделе 36-ю вождями иорданских племен, которые составляют почти 40% населения и играют важную роль в политической жизни королевства, королева была подвергнута жесткой критике.
В письме Ранию обвинили в "коррупции, воровстве денег из казны и в поведении, которое направлено на формирование собственного имиджа за рубежом при полном безразличии к иорданскому народу".
Племенные лидеры сравнивают свою королеву с женой бывшего президента Туниса Лейлой бен Али, которая в течение многих лет разворовывала казну своей страны, раздавая членам собственной семьи огромные суммы денег и земли за счет граждан Туниса.
"Мы призываем короля вернуть земли и хозяйства, переданные семье Ясин (семья Рании). Земля принадлежит народу Иордании", - пишут они. Кстати, по законам этой страны за подобные письма с критикой королевской семьи можно получить тюремный срок до трех лет лишения свободы.
Племенные вожди предупреждают: если королевская семья не будет действовать быстро и не проведет новые финансовые и социальные реформы и не начнет демократические преобразования, их ждет та же участь, что и правителей Туниса и Египта.
Было также отмечено, что Иордания страдает "кризисом власти" при растущем влиянии "коррумпированных бизнесменов, которые окружают лиц, принимающих решения, что серьезно влияет на политические решения при полном игнорировании национальных интересов". Племенные лидеры требуют "призвать к суду коррупционеров, независимо от их статуса".
"Рано или поздно Иордания станет ареной восстания, такого же, как в Тунисе и Египте из-за угнетения свободы и разграбления государственных средств", говорится в тексте письма.
Племенные вожди обвиняют королеву Ранию "в строительстве всевозможных центров, которые служат лишь для укрепления ее статуса и ее личным интересам".
Кстати, на своей странице в социальной сети Twitter королева Рания сама поздравила египетский народ с успешным переворотом. "Египет, где я провела свои университетские годы. Да снизойдет на тебя безопасность и процветание для всех в эту новую эру", - говорится в ее кратком послании. Но своей солидарностью с египетским народом она не произвела впечатление на граждан Иордании.
Король Иордании Абдалла также попытался помешать египетским событиям повториться в его стране, назначив новое правительство. Новый премьер-министр Маруф Сулеймана аль-Бахит обещал сделать все возможное для улучшения экономической ситуации и проведения политических и экономических реформ, но его обещания не понравились массам. Демонстранты на улицах Аммана призывали к свободе и противоправительственным действиям.
"События в Тунисе и Египте позволили гражданам Иордании публично говорить о том, о чем они до сих пор предпочитали обсуждать шепотом", - отметил иорданский политический комментатор. - "Арабы всегда опасались своих авторитарных правителей, но ситуация изменилась, и теперь арабские лидеры боятся своих граждан".
"Мы по-прежнему верны Хашимитской короне , но мы считаем, что король Абдалла должен остановить свою жену и ее семью и отстранить их от власти, в противном случае его корона может оказаться в опасности", - заявляют племенные вожди.
Ранию среди прочего обвиняют в том, что ее канцелярия помогла 78.000 палестинцам получить иорданское гражданство в период между 2005 и 2010 годами. В стране, где 6,3 миллиона человек имеют палестинское происхождение, многие опасаются, что с приростом новых палестинских масс Израилю будет проще превратить Иорданию в альтернативную родину так называемого палестинского народа.
В сентябре прошлого года, Рания отпраздновала свое 40-летие, и многие критикуют ее за растрату "огромных" денежных сумм, которые ушли на организацию "показных" вечеринок "за счет казны и бедных слоев населения".
В последние недели тысячи иорданцев вышли на улицы, чтобы поддержать своих арабских собратьев, которые восстали против "тиранических режимов". Манифестации поддержки превратились в призывы свернуть и правительство Иордании в связи с тяжелой экономической ситуацией, ростом безработицы, высокими ценами на продовольствие и ограничением свободы слова в этом королевстве.