Очередной акт внутриполитического противоборства в Армении, вопреки нетерпеливым прогнозам некоторых комментаторов, закончился мирно.
Шествие представителей ряда политических организаций 17 марта, ядром которых был возглавляемый Левоном Тер-Петросяном Армянский национальный конгресс, завершилось митингом на бывшей Театральной площади, а ныне - площади Свободы. Именно с этим местом в центре Еревана связаны многие судьбоносные события в жизни республики - вспомним хотя бы начальную фазу карабахского движения в 1988 году. Здесь же в марте 2008 года произошли столкновения не согласных с итогами президентских выборов сил оппозиции с подразделениями полиции. Тогда не обошлось без жертв - было 10 убитых и несколько десятков раненых. Этот драматический момент стал тяжелой морально-психологической травмой для армянского народа, до сих пор являясь предметом острых внутриполитических дискуссий.
Все последующее время площадь была закрыта для участников оппозиционных митингов и шествий, вынужденных проводить свои акции в других районах столицы. Тем важнее, что власти, пусть и ненадолго, уступили оппозиции столь символичное место. Сам этот факт может интерпретироваться как некоторые изменения ситуации в стране, при которых властный ресурс, необходимый для удержания контроля над центром Еревана - средоточием политической жизни - возможно, исчерпан. Некоторые участники последнего митинга обратили внимание на нетипичное для подобных акций поведение полицейских, которые были настроены не столь воинственно и старались получше расслышать то, что говорит бывший президент. Это может придать сторонникам Тер-Петросяна уверенности в собственных силах и в эффективности тактики давления на власти.
Пока для начала переговоров Левон Тер-Петросян выдвигает как главное условие освобождение всех политзаключенных. Вместе с тем никто не может быть уверен, что в случае начала подобного диалога требования оппонентов власти не будут трансформироваться в сторону все большей радикализации. Желающих подтолкнуть ситуацию в этом направлении найдется более, чем достаточно с обеих сторон, причем руководствоваться они могут как соображениями сиюминутной внутрипартийной (и даже личностной) конъюнктуры, так и под воздействием внешних факторов.
Заинтересованные наблюдатели обратили внимание на то, как подробно освещался последний митинг ведущими западными СМИ - на этот раз была организована его прямая трансляция силами армянской редакции радио "Свобода". Очевидно, что без команды свыше такие медиамероприятия не проходят, и в сочетании с беспрецедентной активностью посла США Мари Йованович могут подтолкнуть оппозиционных активистов к преждевременным выводам с неоднозначными последствиями. Так же, как раскрутка отдельных политиков и проводимых ими акций в армянском секторе социальной сети Facebook.
Вмешательство США, прямое или косвенное, несмотря на сладкие речи и обещания молочных рек с кисельными берегами, если и приводило к процветанию, то, мягко говоря, совсем не большинства населения "подведомственных" стран. Ситуация, в которой оказалась в настоящее время и Армения, и ряд других независимых республик постсоветского пространства, является следствием разухабистых геополитических экспериментов. Их результатом вполне может стать превращение Армении и ее соседей по региону в бурлящий ныне революциями и бунтами "Большой Ближний Восток". Как известно, трагические события марта 2008 года совпали со вспышкой боевых действий в Мардакертском районе Карабаха. Вот и сейчас, на фоне внутриполитического брожения в Ереване, а также разогнанной властями акции оппозиции в Баку, возобновились "утечки" о скорой разморозке армяно-азербайджанского конфликта, интерпретируемые в антироссийском ключе.
Следующая акция армянской оппозиции намечена на 8 апреля. Случайно или нет, по времени она синхронизирована с весенней сессией ПАСЕ, на которой в том числе будет рассматриваться выполнение принятых этой организацией документов по Армении. Вопрос о долгосрочных условиях дислокации российской военной базы России в Гюмри, затрагивавшийся в ходе визита армянского премьер-министра в Брюссель, может быть свидетельством оказываемого на Ереван определенного давления. Однако вряд ли подобные подходы Запада стоит считать конструктивными.
Имея в виду цель ослабления внешнего давления, как никогда важна готовность к открытому внутриполитическому диалогу. Ведь конфликт власти и оппозиции пока не прошел точку невозврата. Левон Тер-Петросян озвучил стремление "начать цивилизованный диалог на уровне власть-общество, основанный, в первую очередь, на осознании государственного интереса и национальной солидарности". В свою очередь, незадолго до этого президент Серж Саргсян сделал ряд заявлений, которые были расценены как свидетельство готовности к диалогу: "…во многих отношениях… как с этой, так и с той стороны есть люди, которые обладают большим опытом и знают, что такое государство и государственность. Они могут видеть ту границу, которая есть между политическими стремлениями и родиной, государственностью, национальными проблемами. Думаю, что для каждого из нас политические цели не должны быть сверхцелью". Представители правящей Республиканской партии заговорили о том, что "восстановление социальной справедливости должно быть приоритетной задачей руководства Армении. Прямой, искренний диалог с обществом - одна из важнейших предпосылок к сохранению внутренней стабильности".
Есть основания для критики власти Армении за неспособность задействовать рычаги экономического развития. Но необходимо понимать, что препятствующие такому развитию факторы - монополизация экономики, инфляционные процессы, рост цен на все виды товаров, масштабная коррупция - не являются симптомами жизни страны исключительно в последние три года. Тем не менее, многие предложения оппозиции, в частности, касающиеся наполнения новым содержанием существующих государственных институтов, вполне могут быть обсуждены.
И для представителей власти, и для оппозиции очевидно, в каком сложном регионе находится их страна, какое воздействие на ее позиции оказывает недружественное геополитическое окружение. Поэтому для обеих сторон чрезвычайно важны ориентация на конституционные сроки проведения президентских и парламентских выборов, а также недопустимость вовлечения во внутриполитические разборки силовых ведомств.
Андрей Арешев, научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН.
РИА Новости.