
Утверждает аналитик Марк Штейнберг в статье «Второй афганский провал», опубликованной в «Еврейской газете».
Он советует им вспомнить о том, как двадцать лет тому назад - в 1989 г., получив определенные военно-стратегические преимущества, «после девятилетнего противостояния Советам пришлось ретироваться». Автор «Еврейской газеты» замечает: «Анализируя военно-стратегическую ситуацию, сложившуюся к началу 2009 года, приходишь к выводу, что этот опыт ни американским военным руководством, ни командирами подразделений НАТО не изучен. Скорее всего потому, что они не рассчитывали на такой всплеск боевых возможностей инсургентов, просто не принимая их всерьез. А за недооценку противника всегда приходится платить кровавой ценой».
О нынешней обстановке в Афганистане и вокруг него, а также о планах американского руководства г-н Штейнберг пишет следующее: «…Обама планирует сейчас направить в район афгано-пакистанской границы три сухопутных бригады, одну бригаду американских ВВС. А потом и довести численность американского контингента в Афганистане до 60 тыс. человек личного состава. Как следует понимать из выступлений высокопоставленных американских военных, их задачей является полное перекрытие всей афгано-пакистанской границы и борьба с террористическими вылазками талибов не только на территории Афганистана, но и в Пакистане.
Реально ли это, если граница с Пакистаном - так называемая «Линия Дюранда» - имеет протяженность около 2600 км, и более 70% ее приходится на высокогорье массива Гиндукуш? Перекрыть ее - исходя из советского опыта - затея абсолютно бесперспективная. Что же касается борьбы с талибами в автономных территориях Северный и Южный Вазиристан, где и обосновались боевики, то пакистанский президент Асиф Зардари заявил: «…Любая попытка США нанести удар по территории Пакистана встретит адекватный ответ со стороны национальной армии…». «Армия будет защищать суверенитет и территориальную целостность Пакистана всеми имеющимися в ее распоряжении средствами» - цитирует пресс-служба пакистанского военного ведомства слова главнокомандующего Ашфака Кияни.
Сегодня там действует спецназ и атакуют дроны. Но усиление таких акций грозит превратить ситуацию в Пакистане в неконтролируемую. Страну может захлестнуть новая волна террора и насилия, а правительство президента Зардари ничего не сумеет поделать с этим… /…/
…возникает и весьма острая проблема снабжения увеличивающегося вдвое контингента. Ударом по ней явилась встреча Путина с киргизским президентом Бакиевым, после которой они объявили, что Россия выделит этой бывшей советской республике 2 миллиарда долларов в виде кредита и финансовой помощи, а Киргизия закроет американскую военно-воздушную базу «Манас», которая обеспечивает деятельность войск США в Афганистане. Через нее переправляются войска и грузы, там происходит дозаправка самолетов. Пентагон планировал расширить ее в связи с намерением увеличить число военнослужащих в Афганистане.
Перспектива лишения этой базы заставила американцев вновь обратиться к Туркмении, где они еще в 2005 году, после закрытия авиабазы в узбекском Ханабаде, высмотрели крупный аэродром «Мары-2». Этот аэродром был крупнейшим военно-стратегическим объектом в СССР.
К сентябрю прошлого года пришедшая в запустение туркменская авиабаза была полностью реконструирована строительными компаниями из ОАЭ. Тогда же комиссия Министерства обороны США признала объект годным к использованию…
…/президент Гурбангулы Бердымухамедов/ выразил готовность не только предоставить «Мары-2» американским военным, но и открыть на своей территории тренировочные лагеря для подготовки натовских миротворцев, а также разместить склады и тыловые базы для снабжения войск НАТО.
Другая страна, на которую также обратили внимание США в свете изгнания из «Манаса», - это Таджикистан. «Таджикистан предоставит США свою территорию для транспортировки грузов в Афганистан, сообщила американский посол в Душанбе Трейси Энн Джейкобсон журналистам после встречи с президентом Эмомали Рахмоном. На границе с Афганистаном США выстроят за свои деньги второй широкополосный мост, по которому будет осуществляться снабжение американских войск в Афганистане /первый был выстроен два года назад тоже на средства США/. Таджикистан берет на себя обязательства по транзиту в Афганистан американских грузов и военнослужащих».
Кстати, расширение баз вызвано не только перспективой увеличения военного контингента в Афганистане. К этому Пентагон вынуждают участившиеся с прошлого года нападения талибов на основной маршрут, через который сейчас переправляются в Афганистан грузы, доставляемые морским путем в пакистанский порт Карачи. Этот канал поставок работает все хуже…
…напряжение в коммуникациях возросло многократно, увеличив расходы на их оборудование, содержание и охрану. Что, естественно, отразится крайне негативно на экономической ситуации в США, и без того нерадостной из-за глобального экономического кризиса.
Наконец, в Пентагоне усиленно обсуждают вопрос о формировании племенной милиции, вооружении «дружественных» Кабулу этнических кланов и племен. Такая идея, мягко говоря, вызывает недоумение. На территории страны располагаются пять исторически сложившихся регионов, находящихся в границах проживания основных этнических групп страны: таджиков, узбеков, туркмен, хазарейцев и пуштунов.
Каждый из этих регионов уже имеет свои вооруженные формирования, которыми руководят выделившиеся за десятилетия гражданской войны командиры. Они фактически являются и политическими лидерами своих племен, кланов и целых этносов, вытеснив с этих позиций прежних религиозных авторитетов.
В целом Афганистан - мусульманское государство. Однако этнические группы, населяющие его, принадлежат к различным исламским конфессиям. К примеру, таджики и узбеки - умеренные сунниты… На северо-западе, в Герате, господствует шиизм - конфессия, преобладающая в Иране. А в Бадахшане распространен исмаилизм.
Даже и самый крупный этнический регион страны - пуштунский - не следует считать достаточно монолитным. 10 миллионов населяющих его пуштунов подразделяются на 4 союза племен, и каждый из этих союзов занимает вполне определенную территорию. В свою очередь, племена делятся на кланы и роды. По весьма приблизительным подсчетам, в Афганистане обитают около 170 пуштунских кланов, а уж сколько в их составе родов - не знает, пожалуй, никто. Но каждый род, клан, племя, имеет своих вождей, шейхов и других, вполне харизматических лидеров. Сегодня это почти сплошь полевые командиры. И большинство из них - не номинальные военачальники, а руководители до зубов вооруженных отрядов.
На таком фоне говорить о подчинении всего сонма полевых командиров центральному правительству не приходится. Никто из амиров и шейхов это правительство не назначал, оно не располагает не только полноценной инфраструктурой, но и хоть сколько-нибудь надежными средствами управления и связи. Какие в этих условиях может Кабул отдавать распоряжения милиционным формированиям, и способен ли он контролировать их выполнение? Ведь Кабул не располагает вооруженными силами, способными эффективно повлиять на ситуацию, даже в одном из регионов страны. Потому-то боевые отряды подчиняются только своим командирам, а не центральному военному руководству.
Карзай так и не сумел создать в Афганистане действенной структуры управления, страна фактически неподконтрольна правительству в Кабуле, что развязывает руки боевикам Талибана. Так что перспективы создания неких вспомогательных милиционных отрядов для борьбы с ним скорее всего нереальны.
А теперь вопрос: целесообразна ли в создавшейся военно-стратегической ситуации дальнейшая эскалация военного присутствия США и НАТО в Афганистане? Имеется ли хотя бы мизерная надежда на то, что в этой стране удастся заморскими штыками искоренить тысячелетние традиции ненависти к пришельцам, усмирить племенную междоусобицу, превратить воинственные кланы в мирных землепашцев, выращивающих не сырье для героина, а рожь и рис? Может есть смысл вспомнить год 1989…?».
islamnews.ru