В ближайшее время в Дагестане планируют инициировать изменение названий практически всех национальных республик России.
Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к правительству региона. По его словам, в Дагестане считают, что субъекты федерации не могут носить название одного из этносов.
— Сегодня все республики, в том числе и на Северном Кавказе, полиэтничны. И выделять один этнос, национальность в ее названии неправильно. Народы, которые не являются титульными, находятся в приниженном состоянии. Происходит межнациональное неравенство. Например, в Татарстане проживает 53% казанских татар, при этом 47% жителей — не татары. Получается, что эти 47% — второсортные люди, проживающие там на правах гостей, — пояснил «Известиям» ректор Дагестанского института экономики и политики Абдул-Насир Дибиров.
Он утверждает, что инициатива по переименованию регионов на Северном Кавказе не будет вызывать сопротивления.
— Сейчас во многих национальных республиках, к примеру в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесской Республике, остро стоит эта проблема — неравенства этносов, — замечает он.
По его мнению, многих межэтнических проблем удастся избежать, если поменять названия на географические. Например, Кабардино-Балкарию предлагается переименовать в Приэльбрусскую Республику, Татарстан — в Казанскую, а Башкортостан — в Уфимскую Республику.
— Сохранение элемента этничности в названии оправдано лишь в том случае, когда в планы республики входит отделение от территории России, но если мы их считаем частями РФ, то от этничности надо уходить, — уверен Дибиров.
Представитель Чеченской Республики в Госдуме, депутат от «Единой России» Магомед Вахаев идею о переименовании поддержал. Однако возвращаться к старому географическому названию ЧР — Ичкерии — считает неправильным.
— У нас в республике проживают кроме чеченцев еще ногайцы, кумыки, табасараны и другие этносы. Было бы правильно, если бы каждый чувствовал себя полноценным гражданином и отсутствовала этническая привилегированность, — рассуждает Вахаев. — Я поддерживаю возврат к старым территориальным названиям — губернии. К примеру, Горская губерния или Северо-Кавказская. Название «Ичкерия» было придумано при Джохаре Дудаеве, которого мало кто поддерживал. Но им это было выгодно. Кроме того, название республики в честь ущелья — не самый лучший вариант.
До 1914 года на карте Российской империи не было ни одного этнического названия территории. А были Ереванская, Черноморская губернии, Сухумский округ, Бакинская область и т.д.
А вот в Карачаево-Черкесии переименовываться не хотят.
— Когда у нас огромная страна, в ней должны быть такие субъекты, которые представляют отдельные этносы, в этом нет ничего плохого, — говорит депутат Госдумы Ахмат Эркенов. — У нас в республике проживают кроме карачаевцев русские, абазины, адыгейцы, осетины и др. Чтобы эти народы могли самоидентифицироваться, думаю, достаточно института культурных автономий. У нас в 2007 году президент образовал два района — Абазинский и Ногайский, таким образом мы сняли в республике социальную напряженность. Не думаю, что мы что-то выиграем от переименования республик, главное — найти способы, которые будут объединять людей.
Директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков также считает, что необходимости в переименованиях нет.
— В первую очередь придется менять Конституцию, что следует делать только в крайних случаях. Кроме того, практика существования территориальных автономий, носящих названия одного народа, поддерживается и другими зарубежными странами. Скажем, страна Басков или провинция Каталония в Испании.