»»

Имам Хасан. Мифы о его разводах

Имам Хаcан был жертвой самой злонамеренной пропаганды в течение прошлых 1250 лет. Он изображается его поклонниками (Амир Али в книге "Дух Ислама") как "любящий непринужденность и тишину" и его хулителями (Вилли Фрайшорер в "Ага Хан") как "часто расторгающий браки".

Перед рассмотрением этих сообщений, важно узнать, когда это утверждение было выдвинуто, кем и почему.

После полного исследования этих сообщений, я нашел, что первым кто обвинил имама Хасана в "частых бракосочетаниях и разводах" был 2-ой Аббасидский халиф Мансур, который был свергнут из-за его династической политики - унижения руководителя правоверных Али и его потомков.

Это поможет читателям узнать, как Аббасиды пришли к власти.

Как пишет Амир Али в книге "Дух Ислама" (стр. 302), "трагическая судьба Хусейна и его детей посылает трепет ужаса через Ислам, и внезапное изменение настроений, что вызвано доказанным в конечном счете спасением Веры... Это заставило большую часть мусульман думать о том, что Господин (имам Хусейн) совершил, и о том вреде, что дети его врагов причиняли Исламу."

К началу 2-ого столетия хиждры в Персии, Ирае и Хиджазе, которые пострадали больше всего от злодеяний Бини Умаййа существовали ячеистые секретные организации для свержения ненавистного семейства. Бани Аббас была самым активным движением, которое пыталось свергнуть Умеййадов. Сначала, возможно от искреннего желания восстановить справедливость по отношению к Фатимидам и их права, но впоследствии они действовали в их собственных интересах ("Дух Ислама", стр. 307).

Когда Бани Хашим спланировали свергнуть династию Умаййа, они сначала тайно созвали на встречу всех членов клана. Они решили, что если преуспеют, то выберут халифом Мухаммада, Нафс аль-Зикиййа (Чистая Душа). Мухаммад был сыном Абдаллаха, сына Хасана Муcанна, сына имама Хасана. Среди тех, кто сделали бейат были Абуль-Аббас (Саффах) и Мансур.

Имам Джафар аль-Садиг оставался в стороне от всех этих действий и сказал Абдаллаху (отец Нафс аль-Зикиййа), что его сын не преуспеет, и что Мансур будет на троне, вместо него. Абдаллаху не понравились его слова и он обвинил имама Джафара аль-Садига в зависти!

Во всяком случае лозунг Рида али-Мухаммад (чтобы понравиться потомкам Пророка) привел к успеху людей, собранных позади агентов Бани Хашим, которые думали, что Бану Хашим хотели удалить Бани Умаййа и выбрать потомка Пророка халифом. Бани Умаййа были свергнуты в 132 году хиджры.

Но когда пришло время выбирать халифа из семьи Мухаммада, Аббаситы забыли все свои обещания и бейат данные Мухаммаду Нафс аль-Зикиййа. Они посадили на трон Абуль-Аббаса Саффаха.

Абуль-Аббас умер спустя четыре года, и его брат Мансур пришел к власти. Мухаммад Нафс аль-Зикиййа не забывал, что Мансур обязался принять его как халифа, также и Мансур не забывал этого. Решение, согласно Мухаммаду Нафс аль-Зикиййа, состояло в том, чтобы восстать против Мансура. Решение, согласно Мансуру, состояло в том, чтобы уничтожить всех потомков Имама Хасана.

"Та же самая жестокая ревность, с которой Бани Умаййа преследовали Бани Фатима, характеризовала поведение Бани Аббас к потомкам Мухаммада. Аббасиды самостоятельно не имели никакого требования к халифату, они использовали родственные связи с детьми Фатимы для их собственного возвышения, пуская пыль в глаза народа, а когда достигли желаемого, они подвергли Фатимидов жестоким преследованиям" ("Дух Ислама", стр. 304).

Мансур приехал в Медину в 144 году хиджры и проведя одну широкомасштабную операцию арестовал всю семью имама Хасана и перевел их в Багдад. Не к месту сейчас перечислять те физические и моральные пытки, применяемые к потомкам имама Хасана.

Теперь Мансур хотел освободить себя от юридических и моральных обязательств той присяги преданности, которую давал ранее. Это не был только вопрос его собственной совести, он должен был также уверить народ в том, что он был конституционным и законным халифом.

С этой целью он дал публичное разъяснение после массового ареста семьи имама, в котором он бесстыдно сказал:

"Ей-Богу, мы оставили потомков Абу Талиба и халифат, мы не вмешивались вообще. Али бин Абу Талиб стал халифом, после него Хасан ибн Али стал халифом. Ей-Богу, он не заслуживал этого. Ему предлагали деньги, которые он принял. Mуавийa послал ему сообщение, что он сделает его своим преемником. Так, Хасан отказался от халифата и оставил правительство и власть. Он оставил все Mуавийе, и обратил свое внимание на женщин, сегодня женясь на одной из них, а завтра разводясь с другой. Он оставался таким пока не умер в своей постели" (AI-Mas'udi; “Muruj al-Dhahab”, том 3, стр.226).

Главной целью этого обвинения было то, что Мухаммад Нафс аль-Зикиййа не имел никаких прав на халифат, потому что его прадед, имам Хасан оставил эту власть.

Соответственно, он написал письмо Мухаммаду, который все еще собирал армию, чтобы бороться против Мансура:

"Халифат вашего предка (Али) перешедший Хасану тот продал Муавии, получив за него деньги и ткани. Теперь, даже если Вы имели какое-либо право на халифат, то Вы уже продали это и получили его цену".

Но Мансур знал, что эта аргументация решила непосредственно только проблему бейата Мухаммаду Нафс аль-Зикиййа. Но это не могло предотвратить претензии одного из потомков имама Хусейна от требования на халифат для себя. Поэтому он ни перед чем не останавливался, чтобы доказать, что Фатимиды вообще не имели права на наследование святому Пророку, и это Бани Аббас были законными наследниками святого Пророка.

В Аравии, до Ислама, наследованием действовало правило родства по мужской линии. Это означает, что только те люди, которые были связаны с покойным через мужчин, признавались наследниками и имели право на долю в наследстве (их называют родственниками по мужской линии), и ни женщины, ни люди, связанные с покойным через них не имели никаких прав на это наследство (их называют утробными родственниками).

"Таким образом если у наследующего были сыновья и даже рабы, то дети дочерей и сестер не имели никаких прав на него в связи с общепринятыми правилами, которые регулировали последовательность" (Ameer Ali в 'Mohammedan Law', том 2, стр. 75).

Ислам положил конец такому оскорблению к человеческой природе, и в Коране есть определенные условия для последовательности дочерей, матерей и сестер.

Но Мансур, бросая вызов Корану, восстановил старую традицию наследования только по мужской линии. Эмир Али пишет:

«Когда Аббасиды преуспели в борьбе против Умеййадов и свергли их, они нашли необходимым доказать законность своих прав на халифат. Для глаз мусульманского мира они превратились в единственных потомков Пророка и законных наследников его временного и духовного наследия, и в осуществлении этого они нашли главную поддержку в доктрине родства по мужской линии». Они утверждали, что как потомки дяди Пророка, Аббаса, они были его родственниками по мужской линии и имели большее право на халифат чем потомки его дочери Фатимы. И это было основным принципом устройства, созданным самым способным монархом Бани-Аббас, Мансуром, реальным основателем воззрений суннитов" (Ameer Ali в 'Mohammedan Law', том 2, стр. 76).

И в результате закон суннитов все еще сохраняет в значительной степени общепринятое правило доисламских арабов. Эмир `Али говорит:

"Таким образом правило “agnacy (имеющий общих предков по мужской линии)”, в основном из-за династических причин, стало частью системы суннитов. В ранние времена это настоятельно проводилось в жизнь, как во времена ранних римлян. Если человек умер, не оставляя никаких 'родственных по мужской линии' отношений, кроме детей дочерей и сестер, его собственность не переходила к последним, а конфисковывалась в пользу халифа (то есть отбиралась халифом).

В 896 нашей эры халиф Матазид Билла отменил это жестокое правило, и установил это в отсутствии пайщиков и родственников по мужской линии (Asabah) следует применять правило "утробного родства". И с тех пор это стало законом" (Ameer Ali в 'Mohammedan Law', том 2, стр. 76).

Но даже после этой нерешительной поправки, утробное родство помещено в последнюю категорию, и только в отсутствии пайщиков, родственников по мужской линии и (даже) освобожденных рабов, они получают любую долю в наследовании (Ameer Ali в 'Mohammedan Law', том 2, стр. 68).

Таким образом этот "самый способный" монарх Бани Аббас заставил замолчать Мухаммада Нафс аль-Зикиййу утверждая, что имам Хасан продал его право халифат, и затем изобретательным возвращением к доисламской традиции, навсегда лишил наследства всех потомков Фатимы! Но, как указал Эмир Али, потомки Фатимы были также потомками Али, который как сын Абу Талиба был 'родственником по мужской линии' Святого Пророка!"

Не будем сейчас объяснять причины, по которым имам Хасан вступил в соглашение с Муавией, также я не хотел бы комментировать требование Мухаммада Нафс аль-Зикиййи, что он имел право на халифат, "потому что он был потомком Фатимы."

Имамат базируется не на наследовании, а на "Назначении Аллахом" через Святого Пророка или предыдущего имама. Требования Мухаммада Нафс аль-Зикиййи изначально были ошибочны, но Мансур ответил ему еще большей ошибкой.

Но в этом конфликте реально пострадавшим стал имам Хасан, святое имя которого было сделано объектом ложной пропаганды, что будто бы он в один день женился на женщине, а в другой разводился с ней.

Бани Умаййа учредили специальный отдел по изготовлению "хадисов", с целью оклеветать и обесчестить имя Ахль аль-бейта (дома Пророка). Но они не добились в этом такого успеха, которого добился Мансур. Его правило наследования родственниками по мужской линии все еще практикуется суннитскими мазхабами (школами) и его пропаганда против имама Хасана даже нашла путь в некоторые книги шиитов.

Теперь давайте рассмотрим эти сообщения:

Некоторые сообщили о 70-и женах имама. Другие увеличили число до 90. Третьи вообще пишут о 250-ти женах! Но самое высокое число - 300!

Первое сообщение о 70-и женах дается Абуль-Хасан Али ибн Абдуллах аль-Басри аль-Мадаини, умер в 225 г.х. Этот человек был приверженцем Бани Умаййа - он был освобожденным рабом умеййада Сумра ибн Хабиба.

Убн Ади сказал относительно него: Он не силен в хадисах (Mizan al-I 'tidal, том 2, стр.232, Lisan al-Mizan, том 4, стр.253).

Этот Мадаини не говорит того, откуда он взял это число - 70.

Второе сообщение 90 женах приводит Нур аль-Абсар Шабланжи, умер в 1298 г.х.

Сообщения о 250 и 300 женах найдены в Гувват аль-Гулуб (том 2, стр.246) Абу Талиба Макки, который умер в 380 г.х. Он пишет:

"Хасан ибн Али женился на 250 женах; также говорят о 300 женах. Али был очень раздражен и огорчен этим, когда Хасан разводился с женщиной, Али чувствовал затруднение перед ее семьей. Али обычно говорил, что "Для Хасана развод обычное дело. Вы люди не должны отдавать ваших дочерей ему." Тогда человек от племени Хамдана сказал:

"O амир аль-муминин, ей-Богу, мы дадим ему наших дочерей; и он может сохранить, кого бы он ни пожелает и может развестись с той, которую не любит". Услышав это, Али очень обрадовался и сказал следующее:

"Если бы я отвечал бы за какие-нибудь ворота Рая, я сказал бы племени Хамдана: "Вступите Рай с миром"".

"Имам Хасан имел сходство с Пророком во внешности, а так же в манерах и характере. Святой Пророк сказал ему: " O Хасан, ты внешне похож на меня, так же похож характером и манерами". Также он сказал: "Хасан - от меня, а Хусейн - от Али".

"Хасан, часто женился на 4 женах разом и также разом разводился с 4 женами".

Этот человек, Абу Талиб был безумен в то время, как писал книгу Гувват аль-Гулуб. Он пришел в Багдад, и люди приехали, чтобы видеть его. Когда они услышали его бессмысленные разговоры, все они оставили и избегали его. Единственная его книга сохранившаяся до наших дней называется "Никто более не вреден для людей чем их Создатель." Ученые открыто сказали, что он написал много вещей в той книге, которые вообще не имеют никакой основы.

Они были первыми, кто написал об этом. Все те, кто появились после них, вслепую скопировали все из их книг.

Фактом является то, что это невозможно было для имама Хасана жениться на очень многих женах, даже если бы он захотел этого. Все повествования приводят, что он начал это предполагаемое стремление к удовольствиям в течении халифата его отца в Куфе. Али приехал в Kуфу в 37 году хиджры. Имам Хасан имел по крайней мере трех жен в Kуфе.

Хаваль Фазария - она была матерью Хасана Музанна (дедушка Мухаммада Нафс аль-Зикиййи). Она пережила имама Хасана. Этот брак был заключен в Медине.

Умм Ишаг бинт Талха. Она была матерью Хусейна Атрама, Талхы и Фатимы. Этот брак также был заключен в Медине. Она пережила имама Хасана и позже вышла замуж за имаме Хусейна.

Джуда бинт Аш-ат. Этот брак был заключен в Kуфе и она также пережила имама Хасана. (Она отравила его подстрекаемая Муавией.)

Ислам позволяет человеку жениться на четырех женщинах в любое время. Поскольку имам Хасан уже имел трех жен, которые были с ним до последнего дня его жизни, то он в любое время мог жениться только на еще одной женщине.

Принимая во внимание это ограничение, можно только расценивать утверждение в Гувват аль-Гулуб о развлечениях: "Он (имам Хасан) часто женился на 4 женах разом и также разом разводился с 4 женами " Как он мог жениться на 4 женах сразу, в то время как он уже имел 3 жен?

Теперь предположим, что он женился на четвертой жене, и затем развелся с нею. Пока та разведенная жена была в “идда” (срок, в течение которого по шариату воспрещается вступление в брак разведенной женщине, обычно 3 месяца), она юридически считалась его женой, и имам Хасан не мог жениться на другой женщине до истечением ее идды.

Теперь давайте предположим, что он женился на женщине. Поскольку развод нельзя дать через месяц, в котором сожительство имело место, то самое раннее время, когда с женой можно было бы развестись, будет в следующем месяце, ее идда продолжается в течение 3 месяцев. Таким образом, должны были пройти четыре месяца прежде, чем имам Хасан смог бы стать свободным, чтобы жениться на другой женщине. Одна жена через каждые четыре месяца дает нам максимум 3 жены год. Если имам Хасан не имел никаких других дел кроме бракосочетаний и разводов, как сказал об этом Мансур, и если мы посчитаем от 37 года хиджры до его мученической гибели в начале 51 года хиджры, то получается период в 14 лет, и это дает нам максимальное число возможных браков – 42.

Но минимум предполагаемый этими учеными – 70 жен!

После этого разъяснения, нет никакой потребности в дальнейших комментариях относительно этих сообщений. НО все же стоит немного больше исследовать эти сообщения, чтобы показать, насколько они ненадежны.

Абу Талиб Макки говорит: "Для Хасана развод обычное дело. Вы люди не должны отдавать ваших дочерей ему." Вопрос, почему Али публично сказал людям не давать Хасану своих дочерей? Говорил ли он до этого Хасану не разводиться так много? Если так, то значит Хасан не повиновался ему? Никто не говорит, что Хазан делал то, что запрещал Аллах, или то, что он был непослушным сыном. Наоборот, даже Абу Талиб Макки признает, что Хасан походил на Святого Пророка как внешне, так и в манерах и характере. Разьве непослушный сын может походить на Святого Пророка характером и манерами?

Или Али публично запрещает людям заранее, без первой попытки ограничить Хасана от этого предполагаемого поведения?

Можно ли ожидать от Али такого ребячества, чтобы он публично, без первого уведомления ухудшил авторитет его прямого наследника? Поскольку обе альтернативы приводят к нелепости, единственным заключением остается то, что это сообщение было сфабриковано кем - то, кто хотел дискредитировать и Али и Хасана одной подделкой.

Самое забавное – сообщение вышеупомянутого Абуль-Хасана аль-Мадаини, в котором он говорит: "Когда Хасан умер, все его прежние жены с открытыми головами и босыми ногами шли группой в его похоронной процессии и кричали, "Мы - жены Хасана!"

Кто-нибудь, когда-либо слышал о такой процессии в исламском обществе? Какой смысл был в крике "мы - жены Хасана"? И как им позволили мужчины того времени сформировать такую комическую процессию?

Будет интересно увидеть постепенное развитие этой пропаганды.

Сначала появляется Мансур, в 144 г.х. и объявляет, что Имам Хасан женился на одной женщине сегодня, и завтра разводился с другой.

Затем идет аль-Мадаини (умер 225 г.х.), который дает определенное число 70 и представляет процессию тех разведенных жен на похоронах.

Затем аль-Кафи (собранный в 326 г.х.) дает два хадиса о том, что имам Хасан очень много разводился.

Затем идет Абу Талиб Макки (380 г.х.), который думал, что число 70 не согласовывается с ‘женитьбой на женщине в один день и разводом с другой на следующий’ таким образом он увеличил число до 250; тем не менее его подсчеты не были удовлетворительны, таким образом он цитировал неизвестный источник и наконец назвал число '300'.

Наконец идет французский историк, Х. Lammens, который пишет в «Краткой Энциклопедии Ислама»:

«Он (имам Хасан) провел лучшую часть его юности в создании и расторжении браков, перечислено приблизительно ста. (Вспомним, что Мансур утверждал, что это происходило после соглашения с Муавией и до смерти имама, за десять лет жизни имама Хасана, Но этот «историк» напротив датирует это к его юности! И что касается перечисления, то перечислены только 14 жен, а не 100, как он утверждает.) Это легкое поведение дало ему прозвище «Митлак» - разводящийся, и вовлекло Али в серьезную вражду. (Хочется спросить, на каком основании этот «историк» делает такие фантастические утверждения? Нет никаких свидетельств, которые можно было бы предоставить для подтверждения этого утверждения.)

В другом месте он пишет: Имам Хасан показал, что он был очень расточителен. Он строил отдельные дома для всех своих жен, и каждая имела свою свиту служащих им. Даже в течение халифата Али, когда были затруднения и строгий финансовый контроль, он имел обыкновение тратить деньги таким же образом.

Предоставил ли Х. Lammens хотя бы сфабрикованный хадис или сообщение, для того чтобы показать, что имам Хасан строил отдельные дома для всех тех (100!) жен со всеми убранствами, которые он так охотно перечисляет?

Ответ - "НЕТ". Это - только продукт его богатого воображения. Именно эти люди ставят задачей создание «подлинной» истории Ислама для восприимчивых умов западных жителей!

С. Саид Ахтар Ризви «Аль-Сират», том 4 (1978), No 3

В этом разделе