»»

«Сатанинские стихи»: винопитие Абу Бакра и Умара и их стихи против Посланника Аллаха (С)

Хадисы из книг «ахлу сунна» говорят о существования «общества винопийц» в Медине – в том числе после ниспослания аята о запрете употребления вина. В восьмом году хиджры (год взятия Мекки) некоторые сподвижники собирались в доме Абу Тальхи Зейда ибн Сахля, пили вино и сочиняли непристойные стихи про Посланника Аллаха (С). (См.: «Фатх уль-бари фи шарх сахих бухари», Ибн Хаджар Аскилани, том 10, С. 38).

В этот кружок входили следующие сподвижники: Абу Бакр, Умар, Абу Убейда Джаррах, Абу Тальха Зейд ибн Сахль (учредитель кружка), Сахль ибн Байза, Аби ибн Кааб, Абу Даджжана Саммак ибн Харша, Абу Бакр ибн Шагуб, Анас ибн Малик.

В период джахилии Абу Бакр был известен своим пьянством и пристрастием к азартным играм. После битвы при Бадре он и Умар напились пьяными и сочинили это стихотворение в память о погибших многобожниках:

و کائن بالقلب قليب بدر
من الفتيان و العرب الکرام
ايوعدني ابن کبشه ان سنحيي
و کيف حياه اصداء وهام
ايعجز ان يرد الموت عني
.و ينشرني اذا بليت عظامي
فقل لله يمنعني شرابي.
و قل لله يمنعني طعامي

То есть:

Остались в колодцах, колодцах Бадра

Богатыри и знатные арабы.

Разве скажет сын овцы (то есть Посланник Аллаха), что мы оживем,

Но как оживут разложившиеся кости?

Разве твой Бог не способен отвратить от меня смерть,

Зато может воскресить мои распавшиеся кости?

Скажи своему Богу: ты запретил мне пить вино –

Так запрети мне также и принимать пищу!

(«Асбабу ннузуль», Вахиди. Табари также привел это в тафсире аята «не приближайтесь к намазу, будучи пьяными», том 2, С. 203 и 211, а также «Рабиу ль-абрар» Замахшари).

Скрин страницы из «Фатху ль-бари» с соответствующим риваятом:

О "кружке винопийц" из «Маджму заваид»:

Замахшари в «Рабиу ль-абрар» приводит, как Умар напился пьяным, избил Абдуррахмана ибн Ауфа, разбив ему голову челюстью верблюда, а потом стал плакать по убитым при Бадре и прочитал стихи: «Остались в колодцах, колодцах Бадра...» (правда, Замахшари приписывает авторство этих стихов другому человеку, а не Умару, что неверно).

Ту же историю приводит Газали в «Мукашифату ль-кулуб»: «И пил его (вино) Умар, да будет доволен им Аллах, так что схватил челюсть верблюда и разбил ею голову Абдуррахмана ибн Ауфа, а потом сел и стал плакать по убитым при Бадре. Весть об этом достигла Посланника Аллаха (С), и он вышел разгневанным, волоча свою одежду, и стал бить его (Умара) тем, что было в его руке (тростью)». («Мукашифату ль-кулуб» Газали, С. 240).

Алуси говорит о тафсире «Руху ль-маани»: «И вино пили великие сподвижники после ниспослания аята о его запрете, говоря: это полезно для нас».

Винопитие Абу Бакра, Умара и их сподвижников из кружка пьяниц продолжалось и до, и после взятия Мекки. Абу Бакр также напился пьяным в месяц Рамазан после ниспослания аята о запрещении вина и сочинил этот стих:

ذريني اصطبح يا ام البكر
فإنّ الموت نقب عن هشام
و نقب عن ابيك و كان قرما
رحيب الباع شريب المدام
الا من مبلغ الرحمن عنّي
بانّي تارك شهر الصيام
و تارك كلما يوحى الينا
محمّد من اساطير الكلام
ولكنّ الحكيم رأى حميرا
فالجمعها فتاهب باللجم

То есть:

Дай выпить мне, о мать Бакра,

Ведь смерть искала меня со стороны Хишама,

И искала твоего отца, что был любителем мяса,

Щедрым и вечно пьяным!

Разве Милостивый знает обо мне,

Что я оставил пост сейчас?

Как и оставил я все, что внушил нам

Мухаммад из своих сказок!

О да, он был мудрым человеком, пастух ослов,

И вставил им в зубы удила, но они все равно потерялись!

(«Аль-анвару ль-алавийа», С. 217; «Маджмау ззаваид», том 5, С. 51; «Навадиру ль-усуль», Тирмизи; «Аль-исабату», Ибн Хаджар; «Амдату ль-кари», Айни, том 10, С. 82; «Тафсир» Куртуби, том 5, С. 200; «Тафсир» Ибн Касира, том 1, С. 255; «Тафсир» Рази, том 3, С. 458; «Тахзиб ут-тахзиб», том 8, С. 216; «Фатх уль-бари фи шархи сахих бухари», том 10, С. 30).

Эту историю для Табари было настолько опасно вопроизвести достоверно, что он поместил на место имени «Абу Бакр» слово «раджуль», то есть «человек», а на место «умм бакр» («мать Бакра») – «умм амру» («мать Амра»), чтобы никто их не узнал.

Однако ученые и хадисоведы подтвердили достоверность этого предания (см. «Фатх уль бари фи сахих бухари», том 10, С. 30; «Тафсир» Рази, том 3, С. 458).

В книге Факихи «Мекка» по иснаду от Абу Камуса эти стихи приводятся от Абу Бакра в правдивой форме: «Дай выпить мне, о мать Бакра (а не «мать Амру», как приводит Табари)...», однако Факихи обрезал касыду, приведя только первые строки. Продолжение мы находим у Табари. Кроме того, Факихи исказил риваят, написав, что Абу Бакр сочинил данную касыду во времена джахилии. Однако же любой, посмотрев на риваят в такой форме, как он его приводит, убедится, что он искажён. Абу Бакр обращается к Пророку (С), называя его «расулю ллах» — «Посланник Аллаха». Как во времена джахилии он мог называть его «Посланником Аллаха»? Таким образом, из сопоставления риваятов Табари и Факихи выясняется истина, как бы ни желали оба автора исказить её.

Ибн Хаджар Аскалани в своём известном шархе «Сахиха Бухари» под названием «Фатху ль-бари», том 10, С. 37, тоже приводит эти стихи (первые строки) и даже правдиво называет имя сочинителя — Абу Бакр. Он пишет: «И говорят, что некоторые думают, что это был Абу Бакр Сиддик, и что это не так. Однако из контекста (то есть из списка винопийц), где указывается также Умар ибн Хаттаб, становится ясно, что это был Абу Бакр Сиддик».

Вот скрин этой страницы:

Умар продолжал пить вино также и во времена своего правления, изменив его название на «набиз» и тем самым сделав как бы разрешенным шариатом. Более того: он пил вино даже до своего последнего часа, когда Фируз нанёс ему удар кинжалом.

В «Тарих мединати демешк» («Истории Дамаска») читаем: «Когда Умар ибн Хаттаб получил удар кинжалом, люди сказали ему: “О, повелитель верующих! Выпил бы ты что-то!” Он сказал: “Принесите мне набиза (виноградное вино)!”. И это был самый любимый его напиток. И он выпил его, и набиз полился из его раны вместе с кровью».

(«Тарих мединати демешк» Ибн Асакира, том 44, С. 430).

Тот же самый риваят о распивании вина Умаром накануне смерти приводится в «Табакату ль-кубра» Ибн Саада (том 3, С. 270):

В «Сунан кубра» Бейхеки читаем, что Умар очень любил сильнодействующее вино, а для того, чтобы устранить его запрещённость, велел разбавлять его водой! А также он говорил: «Для переваривания мяса верблюда самое лучшее средство — виноградное вино». («Сунан кубра» Бейхеки, том 8, С. 299).

В «Муватта» Малика приведено от Абдуррахмана ибн Касима, что Аслам, слуга Умара, увидел Абдуллаха ибн Айаша Махзуми по дороге в Мекку, и увидел у него набиз. Он сказал ему: «Умар любит это вино». Абдуллах ибн Айаш налил это вино в большой сосуд и отнёс Умару. Умар взял это вино, преподнёс его к своему рту, потом поднял голову и сказал: «Какое хорошее вино!» — и выпил его. («Муватта» Малика, том 5, С. 894).

В «Акду ль-фарид», том 3, С. 416, приведён риваят, что Умар велел выпороть плетьями одного сподвижника, который напился пьяным и блевал, сказав при этом, что наказывает его за то, что тот опьянен, тогда как пить вино, не впадая при этом в состояние опьянения, не имеет проблемы по шариату! «...И он наказал его за то, что опьянел, а не за то, что пил вино»!

Посмотрите на скрин:

Учитель Бухари Ибн Аби Шейба передаёт, что человек выпил из бурдюка Умара и стал пьяным: «Человек был в поездке с Умаром, и он постился. Когда пришло время ифтара, он взял бурдюк, который висел на верблюде Умара и в котором был набиз, и выпил оттуда, и стал пьяным. Тогда Умар наказал его тем наказанием, которое полагается за распитие опьяняющих напитков. Тот сказал: «Но ведь я выпил из твоего бурдюка!» Умар сказал: «Я наказал тебя за то, что ты опьянел»». («Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы, том 5, С. 502).

В «Сунан» Даракатни от Зейда ибн Аслама от его отца приводится: «Я готовил для Умара набиз по утрам, чтобы он пил его вечером. И когда я готовил ему набиз вечером, он выпивал его утром, так что не оставлял даже мути на дне». («Сунан» Даракатни, том 5, С. 468).

Тут описывается характерное свойство алкоголиков — известное даже по стихам и песням, — состоящее в том, что они не оставляют «даже мути на дне» («пьют до дна»).

Сархаси в книге «Мабсут», том 24, С. 8, приводит:

Передано от Умара, да будет доволен им Аллах, что ему принесли сильный набиз, и он велел принести воды и разбавить его, а потом выпил и сказал: “Набиз из сушёного винограда так драгоценен!”».

Также в источниках «аху сунна» приводится интересная история, как к Умару привели одного пьяного араба, и он распорядился наказать его. Тогда араб сказал: «Я пил то же самое вино, которое пьёшь ты!» Умар велел принести своё вино, смешал его с водой и сказал: «Каждый, кто сомневается (в дозволенности или недозволенности вина), пусть смешает его с водой». Велев наказать того араба, Умар стал пить своё разбавленное вино. («Ахкаму ль-куран», том 2, С. 565; эта история хорошо известна: с теми или иными изменениями она приводится во многих суннитских источниках: «Сунан кубра» Бейхеки, том 8, С. 306; «Канз уль-уммаль», том 3, С. 110; «Сунан» Нисаи, том 8, С. 326; «Джамиу масанид» Абу Ханифы, том 2, С. 192).

arsh313.com

В этом разделе