»»

Жизнь за Имама. История Таввабун.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

О событиях, предшествовавших битве при Кербеле, знают многие мусульмане, но лишь некоторые из них слышали о том, как разворачивались дальнейшие события. А между тем, шахадат Имама Хусейна (мир ему) до предела обнажил разницу между исламом и куфром, шиизмом и насибией, верой и неверием. В те времена, когда ещё живы были многие верные сподвижники Пророка (мир ему и его семейству), циничное убийство его любимого внука не могло долго оставаться неотомщённым.

Одним из движений, провозгласивших своей целью месть за Имама Хусейна и возвращение власти к членам семейства Пророка, было движение «Ат-Таввабун», прозванное врагами «тайным союзом сотни шиитов».

Начало ему было положено в конце 61 года хиджры, сразу же после отмены Убайдаллахом ибн Зиядом военного положения в Куфе. У истоков «Ат-Таввабун», что в переводе с арабского означает «приносящие покаяние», стали ближайшие шииты и соратники Имама Али и его сыновей Хасана и Хусейна (мир им) - Аль-Мусаййаб ибн Наджаба аль-Фазари, Абдулла ибн Сад ибн Нуфайл аль-Азди, Абдулла ибн Валин ат-Тайми и Рифаа ибн Шаддад аль-Баджали. Возглавил новое движение верный сподвижник Пророка (мир ему и его семейству) Сулейман ибн Сурад аль-Хузаи, а ядро его составили рядовые шииты Куфы.

Первая встреча лидеров «Ат-Таввабун» прошла в доме Сулеймана. Аль-Мусаййаб, взявший слово первым, объяснил собравшимся главную цель движения - отомстить палачам Имама Хусейна (мир ему) и тем самым искупить свою вину перед ним за проявленные во время его восстания медлительность и нерешительность. Сулейман ибн Сурад с самого начала установил очень жёсткие требования для всех желавших вступить в ряды «Ат-Таввабун». Одним из таких требований было отречение от всего мирского и раздача всего имущества (за исключением оружия) в пользу бедных.

В течение последующих трёх лет движение «Ат-Таввабун» фактически функционировало как секретное общество. За это время Сулейман смог найти себе сторонников в других городах Ирака - Сада ибн Хузайфу аль-Йамани в Мадаине и Аль-Мусанну ибн Мухаррибу аль-Абди в Басре.

Подходящий момент для выхода «Ат-Таввабун» из тени наступил в 64 году хиджры, сразу после внезапной кончины проклятого Язида, которому наследовал его малолетний сын - Муавия II. Многие сторонники призывали Сулеймана воспользоваться временным замешательством насибитов и немедленно выступить против омейядского наместника Куфы, но тот сумел убедить их в несвоевременности восстания и вместо этого велел начать открытую пропаганду среди местного населения.

Здесь необходимо ненадолго прерваться и вкратце описать политическую обстановку того времени. Наибольшим влиянием в халифате обладала правящая группировка насибитов во главе с Омейядами, представлявшая старую языческую знать. С одной стороны ей противостояли сторонники самопровозглашённого халифа Ибн аз-Зубейра, который представлял интересы курайшитов и части ашрафов, а с другой - шииты, группировавшиеся вокруг Имама Зайна аль-Абидина (мир ему) и его дяди Мухаммада аль-Ханафии.

Спустя некоторое время после смерти Язида в Куфе началось восстание. Омейядский наместник Убайдаллах ибн Зияд спешно бежал из города, бросив на произвол судьбы свою семью и детей. Ситуацией воспользовались местные ашрафы, которые призвали Ибн аз-Зубейра направить в Куфу своего наместника. Одновременно с этими событиями Сулейман ибн Сурад объявил мобилизацию в рядах «Ат-Таввабун» и союзных шиитских ополчений.

Примерно в это же время в Куфу из Мекки вернулся Мухтар ас-Сакафи, о личности которого стоит рассказать поподробнее. Родился он в первом году хиджры в семье мусульманина - знатного араба из племени сакиф. Отец его погиб, командуя отрядом во время войны с Персией. Сам Мухтар получил неплохое военное образование, был сведущ в политике и дипломатии. Когда в Куфу пришёл Муслим ибн Акиль, поверенный Имама Хусейна (мир ему), Мухтар был в числе первых, принесших ему присягу. Однако вскоре он стал одной из многих жертв облавы на сторонников Имама, учинённой Убайдаллахом ибн Зиядом. Весть об исходе битвы при Кербеле он, как и многие другие шииты, встретил в ат-Тамуре, подземной тюрьме Куфы. Выйдя оттуда, он сразу же направился в Мекку, где участвовал в обороне города от войск Язида.

Узнав о готовящемся выступлении, Мухтар попытался убедить лидеров «Ат-Таввабун» в том, что их движение в нынешнем виде обречено. Он указывал на то, что хотя все они были старыми и благочестивыми мусульманами, среди них не было никого, кто обладал бы должным военным опытом, и предлагал им встать под его знамёна. И хотя Сулейман ибн Сурад был непреклонен, многие рядовые члены движения уже тогда перешли на сторону Мухтара.

Сбор сторонников «Ат-Таввабун» был назначен на начало месяца раби ас-сани 65 года хиджры в Нухайле, пригороде Куфы. В самый последний момент Абдулла ибн Язид, назначенный Ибн аз-Зубейром наместник Куфы, попытался в очередной раз уговорить лидеров движения подождать с выступлением, предложив им создать объединённую армию, у которой было бы больше шансов в войне с Омейядами. Однако Сулейман отверг и это предложение, ответив, что его цель - не участие в политических интригах, а месть палачам Имама Хусейна (мир ему) и восстановление власти Ахль аль-Бейт.

Придя в Нухайлу, Сулейман решил не дожидаться подхода отрядов из Басры и Мадаина и вместо этого сразу выдвинулся к Кербеле, где его воины почтили память Имама Хусейна (мир ему). Оттуда они проследовали к селению аль-Каркисия, главой которого был Зуфар ибн аль-Харис. Он поделился с воинами «Ат-Таввабун» провизией и предупредил их о том, что навстречу им из Сирии движется многотысячная армия во главе с Убайдаллахом ибн Зиядом. Зуфар предложил Сулейману укрепиться в Каркисии, говоря, что жители селения с радостью помогут его воинам держать оборону против превосходящих сил противника, но тот предпочёл дать врагу генеральное сражение.

Отряд Сулеймана, насчитывавший немногим более трёх тысяч человек, встретился с двадцатипятитысячным войском Убайдаллаха ибн Зияда в местечке Айн аль-Варда на границе Ирака и Сирии несколько дней спустя. Несмотря на более чем восьмикратное превосходство противника, воины «Ат-Таввабун» сразу же перехватили инициативу, заставив врага прибегнуть к обороне. О ярости и накале битвы говорит уже тот факт, что она продолжалась три полных дня. В первый день сражения воины Сулеймана смогли нанести врагу серьёзный урон, но уже на второй день битвы начало сказываться численное преимущество оправившихся от первого шока сирийцев. Ряды «Ат-Таввабун» редели на глазах. Один за другим падали, сражённые мечами и стрелами, лидеры движения, а их боевое знамя переходило к следующим бойцам. Наконец, на исходе третьего дня сражения единственный оставшийся в живых предводитель «Ат-Таввабун» Рифаа ибн Шаддад скомандовал своим воинам отступать к Каркисии. Изрядно потрёпанное войско Омейядов не стало их преследовать. Почти у самого селения воины «Ат-Таввабун» встретили спешившие им на выручку отряды из Басры и Мадаина. После короткого совещания Рифаа ибн Шаддад принял решение идти со своими сторонниками в Куфу, чтобы там присоединиться к воинам Мухтара.

По возвращении в город Ибн Шаддад узнал, что аль-Мухтар ас-Сакафи снова находится в темнице. Однако уже через несколько дней ввиду своего знатного происхождения он был отпущен на волю - при условии, что больше не будет предпринимать враждебных действий по отношению к действующему губернатору Куфы. Слово своё Мухтар сдержал, хотя и не сидел сложа руки. Первым делом он основал свой штаб и начал собирать вместе всех своих сторонников. И поскольку он не ставил таких жёстких требований как Сулейман ибн Сурад, людей к нему шло намного больше. Впоследствии в его рядах сражались не только арабы, но и зависимые иранские крестьяне, и даже отряд индийцев из Даир Хинда во главе с брахманом по имени Рахаб. Одним из ближайших сподвижников Мухтара стал Ибрахим аль-Аштар, сын Малика аль-Аштара, прославленного полководца Имама Али (мир ему).

За несколько дней до начала восстания, назначенного на 14 раби аль-авваля 66 г.х., новый наместник Куфы решил покончить с Мухтаром раз и навсегда. В городе был объявлен комендантский час, улицы наводнили вооружённые патрули. На один из таких патрулей и нарвался Ибрахим аль-Аштар. Он вынужден был вступить в бой с командиром отряда и убил его, но остальные солдаты смогли бежать и могли предупредить остальных. Ибрахим, не теряя времени, поспешил к дому Мухтара и призвал его выступать немедленно. В ту же ночь во всех концах Куфы запылали факелы и костры, по всему городу начались схватки с солдатами. Так началось восстание Мухтара, которому суждено было охватить весь Ирак и вылиться за его пределы.

После того, как сдался городской гарнизон, Мухтар фактически стал полноправным властителем Куфы. Взойдя на минбар соборной мечети, он провозгласил равенство всех верующих и пообещал собравшимся, что будет строго держаться Корана и Сунны Пророка и Имама Али (мир им). Несколько дней спустя Мухтар отправил семь тысяч своих воинов во главе с Ибрахимом аль-Аштаром в Мосул, где в то время находился вместе со своей армией Убайдаллах ибн Зияд.

Таким поворотом событий не могли не воспользоваться насибиты. Узнав о том, что Мухтар остался практически беззащитным, они подняли в городе мятеж и осадили его резиденцию. К счастью, Мухтар вовремя смог сообщить Ибрахиму о своём положении, и тот поспешил вернуться в Куфу. Трёхдневная осада была снята, армия быстро подавила мятеж, среди главарей которого были многие палачи Имама Хусейна (мир ему), в том числе Хармала ибн Кахиль, убивший Али аль-Асгара, младшего сына Имама, Умар ибн Саад, один из командиров армии Язида, Санан ибн Анас и другие. Шимр ибн Зиль-Джавшан, прославившийся тем, что лично обезглавил Имама Хусейна, пытался бежать из города, но был застигнут Ибрахимом аль-Аштаром и убит.

После подавления насибитского мятежа Ибрахим во главе войска направился к реке аль-Хазар в Верхнем Ираке, где он наголову разгромил вдвое превосходившую его армию Убайдаллаха ибн Зияда, который был убит в сражении. Эта блестящая победа в полной мере продемонстрировала военный гений Ибрахима аль-Аштара, достойного сына своего отца.

Однако долго так продолжаться не могло. Мухтар, бросивший вызов всем «сильным мира сего», вынужден был вести войну на два фронта. Фатальный удар ему нанёс назначенный Ибн аз-Зубейром наместник Басры - Мусаб по прозвищу аль-Джаззар (мясник). Собрав большую армию, тот направился к Куфе. Мухтар был застигнут врасплох: большая часть верных ему людей в то время находилась вместе с Ибрахимом аль-Аштаром в Мосуле, а с ним был лишь небольшой отряд его сторонников. Теснимый со всех сторон, Мухтар вынужден был с боями отступить в цитадель Куфы. Осада цитадели длилась четыре месяца. Мухтар неоднократно пытался прорвать осаду, но все его попытки были безуспешны.

Наконец, 14 числа благословенного месяца рамадан Мухтар обратился к своим соратникам. Он предложил им то единственное, что мог предложить - не сдаваться на милость врага и выйти, погибнув в честном бою. Большинство воинов отказалось идти за ним, понадеявшись на обещание Мусаба сохранить им жизнь. Лишь только семнадцать самых верных шиитов пошли вместе с Мухтаром в его последний бой, и все они дорого продали свои жизни.

Что касается Мусаба, то он и не собирался держать данного им слова. Избавившись от Мухтара, он сразу же отдал приказ казнить всех сдавшихся на его милость солдат и устроил в Куфе чудовищную резню, истребив за один день семь тысяч человек. Среди убитых была и жена Мухтара Умра. Мусаб обещал сохранить ей жизнь, если она отречётся от мужа и проклянёт его, однако она предпочла этому смерть.

Впереди ещё была битва аль-Джамаджим, в которой командовал батальоном хафизов знаменитый сподвижник Имама Али Кумейл ибн Зияд, и множество других славных сражений, в горнилах которых закалялись лучшие из шиитов Ахль аль-Бейт...

взято с blackfez.livejournal.com

В этом разделе