США подставляют Роухани

Несмотря на определенные проблемы, в связи с чем переговоры по иранской ядерной программе зашли в тупик, мало кто ожидал, что в такой геополитически напряженный и взрывоопасный момент США додумаются до того, чтобы ввести против Ирана новые санкции. Однако следует отметить, что особого ажиотажа вокруг этого факта нет, тем более, что и заявления иранского руководства, хоть и довольно жесткие, но прямо говорят о том, что Иран твердо намерен продолжать переговоры по ядерной программе с шестью мировыми державами – США, Великобританией, Францией, Германией, Китаем и Россией.

Интересно, что и западные СМИ, несмотря на кажущуюся неожиданность этого американского шага, не восприняли эту новость, как нечто из ряда вон выходящее. Тем более, что сами санкции введены американским казначейством в рамках уже существующего режима, т.е. они формально не являются чем-то совершенно новым. Еще точнее, не были введены новые санкции, а существующие санкции были применены к новым юридическим и физическим лицам, нарушившим данный режим.

Многие западные аналитики в целом считают, что данный шаг со стороны американского казначейства является частью усилий администрации Обамы, направленных на умиротворение т.н. "ястребов" американского политического истэблишмента, считающих малейшие уступки Ирану или какому-либо другому государству, с которыми у США напряженные отношения, проявлением слабости. Здесь американское правительство хотело показать, что будет планомерно осуществлять существующие санкции, даже будучи вовлеченным в процесс переговоров по иранской ядерной программе, пока не будет подписано окончательное соглашение.

"Цель подобного режима санкций - не давать Ирану доступа к материалам, необходимым для дальнейшего развития ядерной программы, а равно и оказание давления на иранское правительство для его большей уступчивости за переговорным столом", - заявил на условиях конфиденциальности высокопоставленный чиновник американской администрации. "Воздействие санкций было ключевым ингредиентом наших усилий по разрешению иранской ядерной проблемы дипломатическими средствами".

Другой неназванный чиновник Белого дома добавил, что США не намерены ослаблять санкции в отношении Ирана в обмен на помощь по борьбе с джихадистами группы "Исламского Государства" в Ираке: "Переговоры с Ираном имеют своим предметом исключительно вопрос о его ядерной программе", - заявил он.

Хотя временное соглашение и предоставило Ирану послабление в санкционном режиме взамен уступок с его стороны, чиновники администрации США утверждают, что последние действия Казначейства США показывают решимость Соединенных Штатов проводить в жизнь те санкции, которые еще остаются в силе. Как известно, срок продленного временного соглашения теперь заканчивается 24 ноября. И скорее всего, одной из главных причин, побудивших американскую сторону принять подобное радикальное решение, было именно желание заставить иранскую сторону пойти на компромисс, более устраивающий Запад.

А именно, в вопросе количества центрифуг для обогащения урана, что и стало камнем преткновения в ходе переговоров. Иран в настоящее время использует 20 тысяч центрифуг, при этом заявляя, что ему необходимо 192 тысячи. Однако США заявляют, что даже 10 тысяч центрифуг - слишком большая цифра, которая может позволить Ирану в короткий срок создать ядерное оружие, если у него появится такое намерение. Соответственно, США сами не могут пойти на уступки в этом вопросе, учитывая и общественное мнение американцев, и опасения своих ближайших союзников, а именно Израиля. Значит, на уступки необходимо вынудить Иран. И пусть даже, в конце концов, окончательная цифра будет несколько более того, на что рассчитывают западные державы, главное, чтобы она была намного меньше того, чего желает Тегеран. А сделать это можно только при помощи санкций.

"Точно так же, как мы объявили об этих последних мерах и продолжаем претворять в жизнь существующие санкции в отношении Ирана, Соединенные Штаты продолжают оставаться приверженными переговорам с целью достижения постоянного всеобъемлющего соглашения, которое обеспечит исключительно мирный характер иранской ядерной программы", - заявила Кейтлин Хейден, пресс-секретарь Совета Национальной Безопасности США.

Из этого мы можем сделать вывод, что для США процесс переговоров и режим санкций идут рука об руку. Стоит отметить, что в определенной степени это себя оправдало. Если бы не режим санкций, то навряд ли у Ирана был бы стимул вообще начинать эти переговоры. Успех умеренных политиков в Иране во главе с Рухани и обусловливался его открытостью к диалогу с Западом, столь отличающейся от воинственной и бескомпромиссной риторики радикалов вроде Ахмадинеджада, которые оказались неспособны решить экономические проблемы страны.

Однако у всей этой истории есть и оборотная сторона. США рискуют в какой-то мере подставить Роухани и его сторонников. Стоит отметить, что введение санкций, пусть и крайне ограниченных и адресных, образно выражаясь, льет воду на мельницу тех консервативных представителей иранского общества, и не только иранского, которые уже давно призывали не доверять Соединенным Штатам.

Так, один из ведущих иранских политологов и главный редактор англоязычного иранского портала "Press TV" д-р Исмаил Салами считает, что Вашингтон никогда не был заслуживающим доверия и надежным партнером по диалогу: "Переговоры по ядерной программе, которые были воодушевлены ненужным оптимизмом, более не рассматриваются, как приносящие какие-либо плоды, так как Вашингтон снова раскрыл свою истинную природу, введя новые санкции против иранских компаний и физических лиц". Эти слова Салами явно выражают мнение довольно весомой консервативной части иранского общества, которая уже давно пытается помешать президенту Рухани в его дипломатических усилиях.

Более того, данный шаг американцев привел к определенному разочарованию и часть умеренных кругов в Иране. Так, заместитель министра иностранных дел Ирана Маджид Тахт-Раванчи, один из ключевых членов команды, которая уже более года ведет переговоры с Западом, заявил, что "двуличность американцев абсолютно неприемлема": "Нельзя с одной стороны говорить о том, что вы ведете переговоры с доброй волей, а затем, одновременно, использовать такие меры".

Иранский МИД уже заявил, что новые санкции противоречат обязательствам США по Женевскому соглашению. Так что американские действия являются палкой о двух концах. С одной стороны, они могут вынудить Иран к большей уступчивости на переговорах, а с другой, наоборот, подорвать позиции Роухани и его сторонников в самом Иране и привести к полному срыву переговорного процесса.

Тем более, что существуют и другие мнения на счет того, насколько реально санкции воздействовали на Иран в прошлом. Так, например, глава иранского проекта в Гарвардском университете Паям Мохсени считает, что санкции оказали весьма незначительное воздействие на иранские элиты, при том, что многим из них удалось обогатиться за их счет, торгуя дефицитными товарами. "Я считаю, что иранцы чувствуют себя очень уверенно в связи с растущим влиянием и региональным положением. И у них не было крайней необходимости идти на компромиссы и разрешать противостояние по ядерной проблеме", - написал Мохсени в своем блоге. "Иранские власти считают, что многое выиграли от регионального беспорядка в Сирии и Ираке, связанного с подъемом "Исламского Государства". Это ощущение было особенно сильно, когда я имел беседу с ведущими консерваторами иранской элиты".

Учитывая, что именно элиты определяют вектор развития страны, а общественное мнение довольно изменчиво, можно говорить о том, что есть вполне реальная возможность для Ирана попросту проигнорировать введенные против него санкции. И об этом должны помнить в Белом доме при принятии подобных решений. Геополитическая обстановка в мире крайне напряженная и требует глубокого анализа всяких действий, просчитав все "за и против". Американская логика понятна, но в данном случае она может сыграть против интересов самих США и их европейских союзников, столь нуждающихся в альтернативных источниках энергоресурсов, которые Иран может им предоставить. Тем более, что возрастающая конфронтация Запада с Россией дает и Ирану широкое поле для маневрирования.

По этому поводу вспомнился один известный анекдот: "Однажды Молла Насреддин увидел христианского священника, сидевшего на обочине дороги, который завтракал. Молла подошел, сел рядом со священником и, не произнеся ни слова, стал помогать ему в еде. Священник вопросительно взглянул на Моллу и сказал: "Друг мой, по мнению мусульман, мы ведь "нечистые". Почему же ты ешь мою пищу?" На что Молла ответил: "По мнению христиан, я тоже "нечистый". Если два "нечистых" встретились, то они уже друг для друга чистые".

Так и здесь – санкции введены против Ирана и санкции введены против России. Теперь они "друзья по несчастью". И "враг" общий. Так что, терять им тут больше нечего.

haqqin.az

В этом разделе