Евросоюз находит спасение в Иране

Иран готов поставлять газ в Европу через газопровод Набукко (Nabucco), который планируют запустить в 2018 году. Об этом заявил заместитель министра нефти Ирана по международным отношениям Али Маджеди иранским СМИ. По его словам, в то время как Европа намерена диверсифицировать поставки энергоресурсов, Иран со своими крупнейшими запасами газа в мире может предоставить Европе газ через Набукко.

Замминистра добавил, что Иран недавно посетили две делегации из европейских стран, которые он не назвал, для того чтобы обсудить возможные маршруты поставок газа. Маджеди считает, что существуют различные маршруты, включая поставки через Турцию, Ирак, Сирию, Кавказ и Черное море. По его мнению, турецкий маршрут - лучший из представленных. Он заявил, что газа с месторождения "Шахдениз" в Каспийском море будет недостаточно для этого газопровода - добыча на этом месторождении составит не более 8 млрд кубометров в год, тогда как мощность газопровода была заявлена как минимум в 23 млрд кубометров в год.

Проект «Набукко» хорошо знаком азербайджанскому читателю. Названный в честь оперы Верди, проект был анонсирован концерном OMV в 2002 году. А разразившийся в январе 2006 года газовый спор между Россией и Украиной стал толчком для его пробуждения.

ЕС объявил проект «Набукко» энерго-политическим приоритетом и наткнулся на сопротивление со стороны России. Поддержка проекта на высоком уровне скорее ему навредила, нежели способствовала. Газопровод, минуя Россию, должен был задействовать новые источники газа в Азербайджане, Казахстане, Туркмении, Ираке, Иране или Египте.

Но переговоры с Ираном в свете международных санкций в отношении иранской ядерной программы не увенчались успехом. Туркменистан обратился к Китаю и намеревается построить газопровод в Пакистан. А поставки газа из Курдистана на севере Ирака наткнулись на сопротивление со стороны правительства Багдада. На протяжении многих лет в качестве потенциально нового поставщика газа выступал Азербайджан. Но и Баку в конце-концов оставил «Набукко». И решил совместно с Анкарой проложить Трансанатолийский газопровод (Tanap) через Турцию.

И вот сегодня в Иране вновь вспомнили о проекте, в котором он не мог участвовать до решения своей ядерной проблемы, переговоры по которой успешно продолжаются. Иран,  видимо, и не забывал о «Набукко», выжидая лишь удобное время. И вот оно наступило. Газа у Ирана предостаточно, возможностей проложить трубу до Европы есть, да и российскому «Газпрому» ему легче противостоять, не говоря уже об относительно небольших объемах азербайджанского газа, который в принципе и не рассчитывает составлять им конкуренцию.

Но пойдет ли иранский газ в Европу? В настоящее время иранский газ экспортируется в Турцию, Армению и Автономную Республику Нахчыван в Азербайджане, а с будущего года должны начаться поставки «голубого топлива» в Ирак, о чем заявил гендиректор Иранской национальной газовой компании Хамид Реза Араки. По его словам, одновременно Иран импортирует голубое топливо из Туркменистана и Азербайджана. Подписан также договор о поставках иранского газа в Пакистан, однако пока его реализация еще не началась. Кроме того, проведены переговоры с представителями Омана по поводу экспорта в эту страну иранского газа. В целом Х.Р.Араки отметил, что Министерство нефти исходит из того, что газ следует импортировать из любого места, откуда это возможно, и экспортировать также в любое место, куда это возможно, и делать это необходимо с учетом международной обстановки и цен на голубое топливо.

«Иранская» тема в последнее время всё чаще стала появляться на страницах СМИ. И это понятно. Евросоюз понимает, что иранский газ — это фактически единственная возможность снизить объём российских поставок. Альтернативные поставщики работают на пределе, азербайджанского газа будет мало, туркменский - проблематичен, а с СПГ не получается. Естественно, этот вариант отчасти устраивает и США (по крайней мере, те группы, которые готовы к разморозке отношений с Ираном). Там тоже понимают, что неопределённо долго сохранять режим санкций не получится. И если иранский газ всё равно выйдет на рынок — то пусть хотя бы послужит снижению зависимости ЕС от России. Правда, делать какие-то серьёзные выводы из намёков на потепление между Ираном и странами Запада пока рано.

Тем временем, России выгодна ситуация с замороженным газовым экспортом этой страны, и пользуясь моментом, она пытается проталкивать свои проекты. Но ситуация в любом случае ненормальная. Слишком большие у Ирана запасы (формально — первые в мире, по сути — паритет с Россией), слишком нужен мировой экономике дополнительный газ. А если процесс объективно невозможно остановить, то нужно в нём хотя бы поучаствовать. Как договориться Москве с Ираном, в общих чертах понятно. Первое - разделить рынки. Как известно, Иран уже давно хочет реализовать проект газопровода Иран-Пакистан-Индия. Но не сложилось. Сначала «соскочила» Индия под формальным предлогом плохих отношений с Пакистаном, потом и Исламабад, также под давлением США сдал назад, хотя Иран уже построил газопровод по своей территории.

Теперь страны покупают супердорогой СПГ, в первую очередь, катарский. Но это накладно. В то же время о заинтересованности в альтернативах говорят и анонсированные Индией проекты о трубопроводах из России. Да и тот же ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия) всё никак не хотят «закрыть». На этом фоне газ из Ирана был бы заметно дешевле (примерно на треть). И этот газ может быть доставлен с минимальными усилиями. При этом и Пакистан, и Индия — очень ёмкие рынки, особенно в случае достаточно низких цен.

Что же касается западного направления, то тут у Ирана есть два варианта газовой экспансии. Во-первых, это газопровод Иран-Ирак-Сирия, анонсированный ещё несколько лет назад, который сегодня неприемлем. Во-вторых, это собственно европейский экспорт, когда иранский газ пойдёт в Европу через Турцию, который поддерживает и Али Маджеди. Но тут появляются свои минусы. На этой границе спокойно не было никогда, а сегодня и говорить не стоит. Но даже если с курдами удастся договориться, остаётся главное. Иран и Турция — региональные конкуренты. Заходя со своим газом в Турцию, Иран автоматически вписывается в чужой проект — турецкий. А Турция хочет стать нефтегазовым хабом для поставок в ЕС энергоносителей из Ирана, Ирака, Азербайджана, возможно и Центральной Азии, что невыгодно Тегерану.

Кроме того, этот маршрут натолкнется на препятствия с российской стороны, которая подталкивает Тегеран на реализацию собственного проекта влияния в регионе - газопроводную супер-ось Сирия-Ирак-Иран-Пакистан-Индия. Если такая ось будет создана, то европейский экспорт для Ирана автоматически уйдёт на второй план. Мол, если Россия закрывает своей мегатрубой север Евразии (условно это ось ЕС-Россия-Китай), то Иран мог бы реализовать аналогичный вариант на юге. То есть, Москва просто предлагает Тегерану разделить огромный материк на свои сферы газового влияния.

Правда, Иран могут вынудить на европейский экспорт, создавая горячие точки в ключевых местах пока гипотетического иранского мегагазопровода, — это и Ирак, и пакистанский Белуджистан. И тут интересы России и Ирана неизбежно должны столкнуться. Причем, в эпицентре этих возможных событий может оказаться и Азербайджан со своими региональными и глобальными газовыми проектами. Хоть и говорит российская сторона о предлагаемых мегапроектах, как о дополнительном элементе стабильности на евразийском континенте, украинские события полностью это опровергают. Лучше сначала наладить стабильность, а потом уже строить трубы.

haqqin.az

В этом разделе