Британское правительство освободило локербийского террориста Абдельбасета аль-Меграхи из шотландской тюрьмы под давлением Триполи, который грозил Британии "жесткими и немедленными" санкциями в случае, если бы ливиец умер в заключении, говорится в опубликованной в газете Guardian очередной серии разоблачительных документов Wikileaks.
Свежая партия закрытой переписки американских дипломатов с госдепартаментом грозит вновь поднять поутихший в последнее время скандал с освобождением аль-Меграхи и подтверждает самую распространенную версию - официальный Лондон боялся потерять торговые контракты с Ливией.
Ливиец аль-Меграхи в 2001 году был приговорен шотландским судом к пожизненному заключению за организацию взрыва на борту лайнера американской авиакомпании PanAm в декабре 1988 года над британским Локерби, в результате которого погибли 270 человек. Однако в августе 2009 года министр юстиции Шотландии Кенни Макаскилл принял решение из сострадания освободить 57-летнего террориста, больного неизлечимым раком простаты, и отпустить его умирать на родину. По прогнозам врачей, он мог прожить лишь около трех месяцев, однако аль-Меграхи жив до сих пор.
Пришедшие к власти минувшей весной консерваторы призвали, что действия лейбористов были ошибочными и аль-Меграхи должен был остаться в тюрьме. Однако все британские политики, которые так или иначе участвовали в событиях годичной давности, до сих пор отрицали, что угроза экономических санкций стала непосредственной причиной освобождения ливийца. Хотя многие признавали, что дальнейшее его заключение под стражей могло испортить отношения с Триполи.
Однако документы Wikileaks говорят о том, что Муамара Каддафи направлял в Лондон прямые угрозы с обещанием прервать все торговые контракты и применить санкции против сотрудников посольства, если бы аль-Меграхи не был выпущен на свободу.
Угрозы поступали и в адрес непосредственно правительства Шотландии, однако там беспокойства не вызвали.
Согласно депешам временного поверенного в делах США в Великобритании в октябре 2008 года Ричарда ЛеБарона, информацию об угрозах он получил от двух британских официальных лиц, работавших на Даунинг-стрит и в Форин-офисе. По описанию ЛеБарона, Британия находилась "между молотом и наковальней".
"Ливийцы ясно заявили правительству Ее Величества, что последствия будут колоссальными для британо-ливийских отношений, если бы освобождение аль-Меграхи не состоялось вовремя", - писал дипломат.
Документы говорят о том, что заявления официального Лондона, пытавшегося переложить ответственность за освобождение террориста на шотландские власти, не соответствуют действительности.
В январе 2009 года - за полгода до возвращения ливийца домой - американский посол в Ливии Джин Кретц также подтверждал, что Британии приходилось предпринимать "неимоверные усилия" для самозащиты.
"(Ливийские) официальные лица также ясно давали понять, но не говорили прямо, что благополучие британских дипломатов и британских граждан в Ливии будет под угрозой", - писал Кретц.
При этом опубликованные документы явно свидетельствуют, что специалисты и многие в самом британском правительстве не подтверждали, что аль-Меграхи оставалось жить всего три месяца - именно это шотландские власти называли причиной "освобождения из соображений сострадания".
Британские дипломаты в Триполи испытали огромное облегчение, когда аль-Меграхи вернулся на родину, а посол Великобритании в Ливии Винсент Фин говорил о том, что последствия отказа вернуть террориста были бы катастрофичными, и Британии буквально "отрубили бы ноги", пишет РИА Новости.