На прошлой неделе я писал о том, что в основе большой стратегии Соединённых Штатов лежат энергоресурсы и защита «Израиля» на Ближнем Востоке. То, как эта стратегия, оправдывающая новую холодную войну в Азии и в Африке, успешно удерживает свои позиции вот уже двадцать лет с момента гибели Советского Союза, даёт нам обильную пищу для размышлений.
Эта безжалостная стратегия заключалась в том, что поддержка коррумпированных и репрессивных диктаторских режимов сохранится: и мы видим, что на смену долгожданной «арабской весне» пришла горькая кровавая зима. Новые репрессии со стороны правящего военного совета в Египте уже создали условия для второй революции.
Сегодня людей на площади Тахрир меньше, чем было в начале года, однако они демонстрируют невиданную решимость. Ситуация выходит из-под контроля, и администрация Обамы вновь не знает, как реагировать на разворачивающийся политический кризис в Египте. Власти США заявили: «Мы осуждаем чрезмерное использование силы полицией… и призываем правительство Египта проявлять максимальную сдержанность»; как видим, о возможности ограничения или замораживания помощи, оказываемой египетской армии, не было сказано ни слова. В принципе, это самое мягкое заявление, которое может сделать госдеп США в связи с разгромом оппозиции в дружественной стране.
Последние события в Египте, а также насилие и притеснения в Саудовской Аравии и Йемене несколько отодвинули на задний план манёвры запада в Сирии и Иране, которые являются основными мишенями большой стратегии Соединённых Штатов. Несколько дней назад аналитический центр STRATFOR опубликовал очень толковый материал, раскрывающий смысл некоторых ближневосточных событий с оглядкой на Сирию и Иран. В нём также объясняются причины растущей тревоги Вашингтона и его союзников по поводу Ирана.
Почувствовав себя обманутыми после принятия резолюции Совбеза ООН, санкционировавшей «гуманитарную интервенцию» в Ливии, Китай и Россия не допустят повторения подобной ошибки. Из-за действий НАТО в Ливии будущего у «гуманитарных интервенций» в рамках мандата Совета Безопасности, по всей видимости, нет. А потому Сирия вряд ли станет Ливией с одобрения ООН. Этим отчасти объясняются сообщения о том, что Франция осуществляет военную подготовку сирийских "повстанцев" (боевиков наёмных бандформирований!) для борьбы с режимом Башара Асада.
США, Великобритания, Канада и Франция в последние дни резко усилили давление на Иран, прикрываясь жупелом «ядерной угрозы», которую Тегеран якобы представляет интересам Запада. В действительности же тревога Запада по поводу Ирана связана с другими событиями, ставящими в опасность выполнение американской ближневосточной стратегии. Вашингтон утверждает, что Тегеран намеревается заполучить ядерную бомбу, но представленные доказательства являются если не откровенно лживыми, то, во всяком случае, крайне сомнительными.
Журналист Гарет Портер из « Inter- Press Service » подверг тщательному анализу американскую версию. Его твёрдое стремление выяснить правду позволило отыскать серьёзные противоречия в последнем докладе МАГАТЭ, согласно которому Тегеран, возможно, разрабатывает ядерное оружие. Ключевую роль в нагнетании обстановки вокруг Тегерана сыграл генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано, поклявшийся в верности Соединённым Штатам.
Сеймур Хёрш, журналист-расследователь из « New Yorker », пошутил, что взгляды Юкио «лежат в области фантастики». Это звучит смешно, но механизм, использованный против Ирака в 2003 году, начинает работать в отношении Ирана. Амано, в отличие от своих именитых предшественников - Ханса Бликса и Мухаммада аль-Барадеи - великую славу обрести не сумел - доклад МАГАТЭ, подготовленный под его руководством, оказался безнадёжно дискредитирован.
По данным американской разведки, опубликованным в 2007 году, Тегеран остановил свою ядерную программу с военным уклоном в 2003 году, когда Америка вторглась в Ирак. Никаких подтверждений тому, что с тех пор что-либо изменилось, не имеется, и Тегеран, естественно, продолжает отрицать утверждения о разработке им ядерного оружия. Так или иначе, у Ирана есть право обогащать уран в границах, обозначенных Договором о нераспространении, участником которого он является. Напротив, «Израиль», владеющий по общепризнанному мнению огромным ядерным арсеналом, не подписал Договор о нераспространении и никогда не допускал инспекторов МАГАТЭ к своим ядерным установкам.
Агрессивная антииранская и антисирийская политика «Израиля» и его союзников в Вашингтоне, Лондоне и Париже рано или поздно может заставить Тегеран прийти к выводу о том, что без создания ядерного оружия ему не обойтись. Усилия, предпринимаемые ястребами из НАТО и их приспешниками в Персидском заливе для свержения сирийского режима, лишь подкрепляют опасения Ирана. Балансирование на грани войны, которое мы наблюдаем сегодня - это прямой путь к катастрофе, цена которой будет очень высокой. Кто её заплатит, и кто в конечном итоге получит выгоду – хороший вопрос.