Американские эксперты: уроки Карибского кризиса помогут в урегулировании ситуации вокруг Ирана

Уроки Карибского ракетного кризиса, который полвека назад поставил Соединенные Штаты и Советский Союз на грань ядерной войны, по-прежнему актуальны и должны быть использованы для урегулирования нынешней ситуации вокруг Ирана.

Такое мнение высказал профессор Школы управления Гарвардского университета Грэм Эллисон, выступая в понедельник в вашингтонском Центре имени Вудро Вильсона. Он принял участие в конференции, посвященной 50-летию события, которое вызвало самую опасную конфронтацию между двумя ядерными державами в период "холодной войны".

К юбилею Карибского кризиса, начавшегося после того, как 14 октября 1962 года американский самолет-разведчик У-2 обнаружил на Кубе батарею советских баллистических ракет, в США подготовлена целая серия мероприятий. В столичном Национальном архиве можно послушать магнитофонные записи совещаний в Белом доме, которые тайно делал президент Джон Кеннеди, а в его мемориальной библиотеке в Бостоне выставлены рассекреченные правительственные документы и личные записи его брата Роберта, занимавшего тогда пост министра юстиции.

"Благодаря историческим материалам сегодня точно известно, что в тот момент Кеннеди оценивал вероятность начала ядерной войны с Советским Союзом почти в 50 процентов", - сказал Эллисон. Однако несмотря на сильное давление со стороны Пентагона 35-му президенту США хватило выдержки и здравого смысла, чтобы воздержаться от поспешных решений и найти компромисс с советским руководителем Никитой Хрущевым. "Позже Кеннеди сам заявил, что ядерные державы не должны допускать таких конфронтаций, которые заставляют противника выбирать между унизительным отступлением или ядерной войной", - напомнил гарвардский профессор, написавший в свое время о Карибском кризисе книгу, ставшую бестселлером.

По его словам, в этом заключается один из главных уроков тех драматических событий, который следует помнить при урегулировании иранской ядерной проблемы. Нынешнюю ситуацию вокруг Ирана Эллисон называет "Карибским кризисом замедленного действия". "Появление у Ирана ядерного оружия неприемлемо. Война с ним также будет катастрофой не только для региона, но и для всего мира. Поэтому надо искать третий путь. Наверное, придется делать плохие вещи, но они все же будут лучше, чем первые два варианта", - считает эксперт.

Под "плохими вещами" Эллисон подразумевает согласие на продолжение в Иране работ по обогащению урана для гражданских АЭС под строгим международным контролем и при условии, что Тегеран гарантирует отказ от создания ядерного оружия. По его мнению, эти уступки должны сопровождаться недвусмысленным предупреждением о том, что нарушение договоренностей неизбежно вызовет военные действия, которые приведут к "смене режима" в Исламской Республике. Хотя, признает профессор, достичь компромисса в данном случае будет даже труднее, чем при Карибском кризисе, поскольку в событиях вокруг Ирана участвует "много игроков", включая Израиль, который может предпринять односторонние шаги без согласия США.

С его мнением согласен историк Тимоти Нафтали, много лет проработавший в Национальном архиве США, а сейчас занимающийся исследованиями в "Нью Америка фаундейшн". Говоря о параллелях между Карибским кризисом и нынешними международными конфликтами, он отметил, что 50 лет назад Кеннеди вынес для себя еще один важный урок: "Президент, стремящийся проводить ответственную внешнюю политику в ядерную эпоху, должен уметь идти на уступки". "В ответ на вывод советских ракет с Кубы Кеннеди согласился убрать американские ракеты из Турции, хотя и не объявил об этом публично", - напомнил специалист.

Еще на один урок Карибского кризиса обратил внимание известный столичный журналист Майкл Доббс, работавший в свое время корреспондентом газеты "Вашингтон пост" в Москве и также написавший книгу о драматическом противостоянии двух ядерных держав в октябре 1962 года. По его словам, в самый разгар кризиса ряд решений был принят военными без консультаций с политическим руководством, что сделало ситуацию еще более опасной. "Ни Кеннеди, ни Хрущев не знали обо всем, что тогда происходило на Кубе", - сказал он. "Отсюда вывод для президента: нельзя втягиваться в ситуацию, которую невозможно будет контролировать", - подытожил Доббс.

Он также отметил, что считает практически нереальной в настоящее время какую-либо военную конфронтацию между США и Россией, несмотря на ряд разногласий между двумя странами, в том числе по проблеме ПРО. "В этом смысле я оптимист", - сказал Доббс в беседе с корр. ИТАР-ТАСС после своего выступления в Центре имени Вудро Вильсона. "Американских политиков и экспертов, - подчеркнул он, - сейчас гораздо больше волнует ситуация вокруг Ирана".

ИТАР-ТАСС

В этом разделе