Инициатива Катара по направлению межарабских сил в Сирию открывает дверь иностранному вмешательству. В распространенном во вторник коммюнике внешнеполитического ведомства Дамаск отверг подстрекательские заявления катарских ответственных лиц, которые ведут дело к обострению кризиса и подрыву общеарабской солидарности.
"Сирийский народ не приемлет иностранного вмешательства и посягательств на свой национальный суверенитет", - сообщил МИД, указывая на "недопустимость пролития арабской крови на сирийской земле".
14 января эмир Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани предложил направить в Сирию войска из арабских стран, чтобы "остановить продолжающееся там кровопролитие". В интервью Cи-би-эс один из главных спонсоров "арабской весны" подчеркнул, что "считает возможным такой выход из конфликтной ситуации", в условиях, когда насилие в этой стране не прекращается 10-й месяц.
Дамаск также потребовал от арабов принять меры к пресечению проникновения в Сирию групп террористов. "Сирия, которая выполняет свои обязательства в соответствии с инициативой Лиги арабских государств /ЛАГ/ по урегулированию кризиса, вновь обращается к арабам с призывом положить конец подстрекательской кампании в СМИ, остановить проникновение в страну террористов и контрабанду оружия", - указал МИД, отметив, что эти шаги необходимо предпринять "для стабилизации обстановки в Сирии и налаживания конструктивного национального диалога".
В данном контексте египетский генерал Мухаммед Али Биляль - один из вероятных кандидатов на пост президента Египта - высказал в минувший вторник мнение о том, что направление в Сирию межарабских сил по поддержанию мира обернется еще большим кровопролитием. С точки зрения опытного военачальника, командовавшего египетскими войсками, освобождавшими Кувейт во время операции "Буря в пустыне" в 1991 году, такое предложение абсолютно лишено здравого смысла. Инициатива катарского эмира нацелена на то, чтобы "проложить путь иностранному вмешательству, но это приведет к огромным потерям среди населения и расколу Сирии", подчеркнул генерал Биляль саудовской газете "Аш-Шарк аль-Аусат". "У политического урегулирования кризиса в Сирии нет альтернативы", - отметил он. ЛАГ "следует прилагать всесторонние политические, а не военные усилия, и поощрять стороны, затронутые в конфликте, к диалогу и согласию", указал он.
О том, что вопрос о размещении в Сирии межарабских сил сдерживания включен в повестку дня предстоящего 22 января заседания Совета ЛАГ, сообщил в минувший вторник министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари. Его эмиратский коллега шейх Абдалла бен Заид Аль Нахайян назвал предстоящее совещание в Каире "чрезвычайно важным" для дальнейшей судьбы Сирии. По информации из Бейрута, дипломатические источники в штаб-квартире ЛАГ полагают, что большинство арабских государств, в частности Египет, Алжир, Ирак, Судан и Ливан, воздержатся от одобрения подобной идеи. Региональные военные аналитики полагают, что единственной страной, которая могла бы потенциально направить в Сирию войска, является Египет. Но египетские военачальники сейчас вовлечены во внутриполитические события, а армия выполняет роль стабилизирующего фактора, который гарантирует единство страны в переходный период.
Тем временем сирийские войска днем ранее окружили мятежников, захвативших город Забадани, в 50 км от Дамаска. Как передал спутниковый телеканал "Аль-Джазира", был совершен обстрел соседнего горного курорта Мадайя, в котором также укрываются вооруженные противники режима. К подножию восточного хребта Ливанских гор - излюбленному месту отдыха жителей сирийской столицы - перебрасывается бронетехника и автобусы с солдатами, что свидетельствует о подготовке к операции по ликвидации мятежа. Боевые действия в Забадани продолжаются с пятницы и привели к тому, что 200 местных семей переселились из западной части города в восточные кварталы. В результате обстрелов есть убитые и раненые. Общеарабская газета "Аль-Хаят" накануне отметила, что положение в окрестностях Дамаска ухудшается на глазах. Власти усиливают меры безопасности повсюду, стремясь нейтрализовать появившиеся вооруженные группы в Думе и Харасте - главных очагах антиправительственных волнений, а также в Шейфунии. Тем не менее, процесс дезертирства из рядов сирийской армии не прекращается.
Официальные сирийские СМИ не комментируют события, которые произошли к западу от Дамаска. Информагентство САНА сообщило о нападении боевиков на военный патруль в районе Сахнайя под столицей. Погиб офицер и пятеро солдат. В результате террористической вылазки в оазисе Гута погиб генерал Абдель Хамид Аввада; его автомобиль был обстрелян из автоматов. Сирийское телевидение сообщило, что группа арабских наблюдателей посетила столичный военный госпиталь "Тишрин" и выяснила обстоятельства гибели генерала.На этом фоне во вторник с новой силой вспыхнули столкновения в Хомсе, в квартале Баб Амро, в котором хозяйничают исламисты. Шли перестрелки в соседних районах - Дейр Баальба и Карам Зейтун. В Дувейре, на выезде из Хомса, боевики атаковали армейский конвой. По сведениям сирийской газеты "Аль-Ватан", в ходе боя погибли 8 военнослужащих, в том числе один генерал.
Тем временем Сирийский национальный совет /СНС/ - крупнейшая оппозиционная группировка за рубежом - объявила накануне о создании постоянного "бюро по связи" с действующей в подполье так называемой Сирийской свободной армией, которой командует беглый полковник Риад аль-Асаад. В ближайшие дни, сообщила газета "Ан-Нахар", будет сформирован также "Высший сирийский военный совет", который возьмет на себя общее руководство "восстанием против режима". Его возглавит генерал-лейтенант Мустафа Ахмед аш-Шейх, который в начале года бежал в Турцию, оставив свой командный пост в северном военном округе. Аш-Шейх стал самым высоким по званию военным, переметнувшимся в ряды оппозиции.
ИТАР-ТАСС