«Как только Турция посчитает, что Россия достаточно ослабла, то сразу же перейдет в наступление»

Выступление президента Турции Эрдогана по поводу политики ЕС в отношении его страны вызвало ожидаемый резонанс и обсуждения в экспертных кругах.

Напомним, что Эрдоган накануне призвал Евросоюз остановить «исламофобию» вместо того, чтобы давать Турции «уроки демократии». Эрдоган призвал 28 стран ЕС «пересмотреть их политику в отношении Турции».

«Поверьте мне, это грустно, что ЕС пытается давать Турции уроки демократии вместо того, чтобы подавить серьезные угрозы, с которыми они столкнулись», - сказал президент Турции.

По словам Эрдогана, расизм, дискриминация и исламофобия растет в Европе, а «расистские организации» усиливают симпатии в некоторых западных обществах.

«Исламофобия представляет серьезную угрозу в Европе. Если это явление сегодня не будет преодолено и популизм завладеет европейской политикой, то ЕС и европейские ценности будут поставлены под вопрос», - подчеркнул он.

Аналитики в последнее время наблюдают антизападную риторику в политике Эрдогана. Усиливается сближение с Россией, причем в тот период, когда Запад имеет зуб на Москву. Известен и тот фактор, что долгие годы Турция пытается войти в доверие к ЕС, однако ЕС не спешит раскрывать объятия Турции.

За всем происходящим внимательно следит и Азербайджан. Нужны ли объяснения? Турция - братская для Азербайджана страна, стратегический союзник и почти всегда обе страны выступают с единых позиций. Изменение внешнеполитической риторики Анкары заставляет задуматься и Баку, приверженный сбалансированной внешней политики.

Доктор политических наук Ровшан Ибрагимов в беседе с корреспондентом Vesti.Az заметил, что на самом деле у Турции нет желания отдаляться от Запада в целом, и ЕС в частности.

«С ЕС отношения на некоторое время были заморожены, однако в последнее время наблюдаются попытки по их реанимированию. Кстати, расширения отношений с Россией в энергетической сфере, также надо рассматривать через призму  отношений с ЕС. Турция надеется стать неким экономическим хабом энергоресурсов для стран ЕС, тем самым укрепить свои позиции в переговорах с ЕС. Россия же основной торговый партнер Турции и отношения в первую очередь складываются к экономической сфере. Ни России, ни Турции не выгодно ухудшать отношения. К тому же данные связи не переходят на более тесные интеграционные отношения и формирование какого-либо политического блока между двумя странами не ожидается. Турция - член НАТО и продолжение интеграции с ЕС для нее является приоритетным. Если время от времени скорость этого направления снижается, в конечном итоге курс не отменялся. Кстати, реакция импозантного Эрдогана говорит именно о том, что Турции небезразлично какое восприятие у этой страны на Западе», - подчеркнул он.

Как следствие, по мнению политолога, интенсивность отношений между Россией и Турцией не будет иметь какого-либо серьезного влияние на Азербайджан и изменения статус-кво в регионе Южного Кавказа.

«Турция рассматривает регион сквозь призму своих коммерческих интересов, в то время, как у России здесь геополитический интерес. Если даже Турция будет увеличивать экономическое присутствие в Южном Кавказе, это никак не скажется на российских интересах», - заключил он.

Ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований Турции, профессор политологии Дениз Алтынбаш считает, что между Турцией и Россией наблюдается пока развитие отношений в экономической плоскости.

«Россия является важным экономическим партнером Турции. Однако между нашими странами существует слабый политический диалог», - подчеркнул он.

Касаясь отношений между Азербайджаном и Турцией, политолог отметила, Турции и Азербайджану следовало бы координировать свою политику.

«Регион сложный и наши совместные действия могут стать надежной системой безопасности наших стран. Нам в этом регионе нужно держаться вместе, а то мы в одиночку не сможем справиться с этой сложной ситуацией в регионе»,  - сказала Алтынбаш.

Авраам Шмулевич - раввин, политолог, Председатель Международного Гиперсионистского Движения «Беад Арцейну» («За Родину!»), президент «Института Восточного Партнерства», занимающегося проблемами межнациональных отношений, предкризисного мониторинга и предотвращения проявлений терроризма, в частности на Северном Кавказе считает, что не назвал бы это  курсом именно на «антизапад».

«Это заявка на возвращение Турции роли региональной державы. При этом Эрдоган избрал авторитарную, ориентированную на Ислам модель государства. Авторитаризм и нарушение прав человека как раз и противоречат тем «европейским  ценностям»,  о которых так беспокоиться он в своем заявлении. Потому турецкая пропаганда как бы наносит здесь упреждающий удар, но слишком серьезно принимать во внимание эту риторику не стоит», - считает политолог. 

Что касается сближения с РФ, то, по мнению Шмулевича, оно сейчас Турции очень экономически выгодно.

«Кроме того, под шумок Эрдогану удалось уже добиться от Путина очень существенных уступок. Русские известны тем, что любят платить за  разговоры о том, какие у них красивые глаза и грех не воспользоваться этой слабостью, что турки и делают. Но сближение с Россией будет происходить ровно до тех пор, пока оно будет Турции экономически и политически выгодно», - подчеркнул он.

По его словам, как только Турция посчитает, что Россия достаточно ослабла или она начинает мешать Турции, Анкара сразу же перейдет в наступление.

«Противоречия у Турции есть не только с Москвой, но и практически со всеми игроками на ближневосточной сцене. Поэтому Эрдоган и лавирует. Что касается Азербайджана - то он входит, как и весь Южный и Северный Кавказ в зону турецких интересов. И их турки будут реализовывать, безо всяких сантиментов», - резюмировал он.

В этом разделе