Несмотря на внешнее давление, судьба Ливана решается внутри страны

Парламент Ливана.

Несмотря на нахождение Ливана в сфере интересов внешних сил и на поддержку ими противоборствующих сил внутри страны, судьба политики и властей Ливана будет решаться не зарубежными приказами и поручениями, а путем достижения внутренними силами взаимопонимания, считают эксперты.

Правительство Ливана распалось во время визита 12 января в США премьер-министра страны Саада аль-Харири, когда 11 министров подали в отставку. Ранее Катар, Саудовская Аравия и Турция, выполнявшие посредническую миссию между двумя основными коалициями в стране - "8 марта" ("Хезболла" и ее союзники) и "14 марта" (прозападные силы), заявили о безрезультатности своих миссий и официально прекратили их, пишет Trend.

25 января представители парламента страны проголосовали за предоставление должности премьер-министра Наджибу Мигати, которого поддерживает "Хезболла". Ряд депутатов от коалиции "14 марта", в том числе глава Партии социального развития и некоторые ее представители в парламенте, покинули правящую коалицию и вступили в коалицию "8 марта". На данный момент коалиция "8 марта", позиция которой близка к Ирану и Сирии, составляет большинство в парламенте страны.

Ранее Мигати заявлял, что не является представителем ни одной из коалиций и для него значимо лишь национальное единство.

Иран играл роль посредника в Ливане, однако безуспешное посредничество Саудовской Аравии и других стран в разрешении внутреннего кризиса в этой стране еще больше усилило авторитет Ирана в Ливане. Об этом сказал по телефону Trend доктор политических наук Ливанского университета Талал Атрисси.

"Несмотря на это, в самый последний момент премьер-министра страны и судьбу всего правительства определят внутренние силы в Ливане", - сказал Атрисси.

26 января израильская газета "Haaretz" опубликовала аналитический материал, в котором отмечается, что Мигати не является союзником Ирана и "Хезболла", а наоборот имеет хорошие отношения с Сирией, Францией и Саудовской Аравией.

Ранее Мигати был назначен временным исполняющим обязанности премьер-министра страны после теракта, совершенного против отца Саада аль-Харири Рафика Харири в 2005 году.

Коалиция "14 марта" уверена в том, что в теракте против Харири есть рука "Хезболла" и Сирии.

Есть внешние силы, которые поддерживают обе ливанские коалиции, но, несмотря на это, кризис может быть разрешен в рамках закона и путем достижения внутренними силами взаимопонимания, сказал Trend генеральный директор арабоязычной иранской газеты "Альвифаг" и эксперт по Ливану Мосайеб Наими.

"Ранее Ливан посредством Таифского соглашения и при посредничестве Катара справился с двумя внутренними кризисами. Верю, что и нынешний кризис не продлится долго", - сказал Наими по телефону из Тегерана.

Соглашение о равном числе мусульман и христиан в парламенте Ливана было достигнуто 20 лет назад. Это соглашение, именуемое Таифской конвенцией, положило в 1990 году конец кровавому противостоянию, существовавшему в стране с 1975 года.

14 месяцев назад Саад аль-Харири при посредничестве Катара добился соглашения о создании правительства совместно с оппозиционной коалицией "8 марта". Согласно договоренности, "Хезболла" и ее союзники признают Саада аль-Харири премьер-министром, в случае если 11 министров в правительстве будут избраны из представителей оппозиции.

По мнению обоих экспертов, правительство аль-Харири не смогло создать национальное единство, а у Мигати больше шансов добиться стабильности в стране.

Аль-Харири призвал успокоиться своих сторонников, проводящих акции протеста в ряде суннитских городов страны. По словам Наими, учитывая, что аль-Харири признал распад правительства Ливана и что коалиция "8 марта" обладает на данный момент большинством депутатских мест, повторная попытка аль-Харири занять пост премьер-министра будет безрезультатной.

Согласно законодательству Ливана, президентом должен быть избран христианин, спикером парламента - мусульманин-шиит, премьер-министром - мусульманин-суннит. Ливан - парламентская республика.

По словам Наими, Партию социального развития представляют в парламенте 12 человек, из которых семеро, в том числе глава партии Валид Джунбалат, вступили в коалицию "8 марта", остальные пять депутатов остались в коалиции "14 марта". По его словам, это основной показатель демократии в Ливане. Учитывая этот факт, попытки внешних сил решить судьбу Ливана являются весьма абсурдными.

В этом разделе