Обама рассказал миру о новой стратегии США на Ближнем Востоке

Президент США Барак Обама 19 мая выступил с обширной речью, посвященной ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Выступление американского лидера, призванное продемонстрировать способность его страны действовать в новых условиях, произвело впечатление строго противоположное ожидаемому, пишет Lenta.ru.

Чего хотел Обама 

Геополитические сдвиги колоссальной мощности, произошедшие в арабском мире за последние полгода, застали врасплох абсолютно всех. Даже американцы, привыкшие считать себя полновластными хозяевами в этом регионе, лишь растерянно наблюдали за тем, как под их "верными друзьями" раскачиваются кресла.

США вынужденно выпустили из рук нити, с помощью которых управляли своими марионетками, а через них - и всем арабским миром. Одни куклы пришли в негодность и стали бесполезными, другие - оказались на грани этого.

Страны, освободившиеся от диктаторов, начали проводить свою, независимую от США, политику. Египтяне, например, помирили палестинцев, а тунисцы - допустили к политической жизни исламистов. И это только за несколько месяцев, в условиях переходного правительства! Что будет дальше - остается только ждать и догадываться.

США, конечно, такая позиция не устраивает. В Вашингтоне не привыкли лишь реагировать на события. Там принято формировать повестку дня и добиваться ее реализации. Но в новых условиях старые методы оказались бесполезны.

Президент поручил Государственному департаменту разработать новую внешнеполитическую стратегию США на Ближнем Востоке. Она была призвана завоевать доверие жителей региона, стать эффективным инструментом продвижения американских ценностей и достижения целей Вашингтона.

Проще говоря - вышедшей из строя схеме влияния на ближневосточную ситуацию через сеть марионеточных правительств срочно потребовалась замена. Результаты мозгового штурма на эту тему Барак Обама и явил миру 19 мая.

О чем сказал Обама

Первым делом президент отвесил комплимент государственному секретарю Хиллари Клинтон, которая, по-видимому, была одним из авторов документа. По мнению Обамы, она должна войти в историю как лучший руководитель внешнеполитического ведомства США.

По делу же он сказал следующее.

США, если верить президенту, постепенно выводят свои войска из Ирака и Афганистана, "Талибан" потерял инициативу, "Аль-Каеда", лишившись Осамы бин Ладена, бьется в конвульсиях. При этом арабский мир, ждущий процветания и свободы, получил работающую альтернативу террору - мирные протесты против диктаторской власти.


Похвалив людей, вышедших на улицы в различных странах, с театральным надломом в голосе вспомнив о павших героях революций, Обама перешел к главному: "Перед нами встает вопрос о роли, которую Америка должна играть в разворачивающейся на наших глазах истории".

Роль, как выяснилось, остается прежней: США будут бороться с терроризмом, распространением оружия массового поражения, поддерживать в регионе безопасность (особенно - безопасность Израиля), дружить со старыми друзьями и партнерствовать с проверенными партнерами

Отличие же будет таким: отныне американцы будут не только жестко преследовать свои цели, но и скорректируют свою политику с учетом чаяний простого народа: США не будут ставить стабильность режимов в отдельных странах выше законных устремлений их граждан. Тут Обама пообещал противостоять использованию насилия против мирных манифестантов, поддерживать права человека и реформы.

Противостоять и поддерживать планируется, в основном, материально. Тем, кто встал на путь реформ и демократии, обещаны кредиты и списание долгов, жестоким же тиранам - санкции.

Говоря несколько минут о главном ближневосточном конфликте - арабо-израильском, Обама ухитрился не сказать ничего нового. О том, что он, в принципе, за переговоры и мир, все и так знали. Ключевой его фразой в этой части выступления можно назвать эту: "В конечном счете, за дело должны взяться израильтяне и палестинцы. Никто не может заставить их помириться, но и бесконечное сохранение статус-кво проблемы не снимет". По-русски это звучит примерно так: "Разбирайтесь сами. Но желательно - поскорее".

Единственное предметное предложение Обамы - о необходимости меняться территориями, но отталкиваться от линии 1967 года при определении границ палестинского государства и Израиля - свежей идеей назвать никак нельзя. Кроме того, в Иерусалиме пока даже говорить не хотят о такой возможности.

Впрочем, закончил свое выступление президент США на мажорной ноте. Он пообещал поддерживать стремление жителей Ближнего Востока к демократии и выразил уверенность в победе людей, которые борются за свои права. В зале, где Обама читал свою речь, ему долго и вдохновенно аплодировали. Но так было не везде.

Чего ждали от Обамы

Формально основной аудиторией американского президента являлись дипломаты, сидевшие перед ним в конференц-зале здания Государственного департамента. Это вполне объяснимо - именно им предстоит воплощать в жизнь высказанные в речи тезисы.

Однако в действительности выступление было адресовано не столько внутреннему потребителю, сколько иностранцам. И в первую очередь - простым арабам, расположение и доверие которых Обама, похоже, всерьез решил завоевать. И тут американского президента ждало полное разочарование.

Во всей его речи не нашлось место ничему из того, о чем надеялись услышать жители арабских (и шире - мусульманских) стран. Список несбывшихся надежд довольно обширный. От президента США ждали, что он

- извинится за многолетнюю поддержку многочисленных арабских диктаторов

- признает правительство ливийских повстанцев

- немедленно выведет все войска из Ирака и Афганистана

- немедленно закроет тюрьму на Гуантанамо

- прекратит сотрудничество со всеми арабскими диктаторами, включая "друзей" США вроде монархов Бахрейна и Саудовской Аравии 

- прекратит поддерживать Израиль и потребует от него уйти со всех территорий, занятых после 1967 года.

- признает единое палестинское правительство и начнет с ним переговоры

Перед 19 мая многие арабские СМИ выражали осторожную надежду, что Обама воспользуется стремительными изменениями на Ближнем Востоке, чтобы провозгласить действительно новую внешнюю политику. Но этого не случилось. Суть президентского выступления, спрятанная за водопадом красивых слов, проста: все останется, как прежде. Хотя упаковка, конечно, несколько изменится.

Справедливости ради надо сказать, что решительного и полного пересмотра американской внешней политики ждали лишь отчаянные оптимисты. Объясняется это просто: руководитель самой мощной страны на Земле, лидер свободного мира Барак Обама - очень несвободный человек.

Что остановило Обаму

Почти все наблюдатели отметили в выступлении американского президента один момент: в его речи не было ни слова о Саудовской Аравии. Крупнейшая страна региона, являющаяся важным союзником США, крупным покупателем американского оружия, родиной исламской религии и поставщиком четверти мировой нефти, не удостоилась даже упоминания в обращении, целиком посвященном Ближнему Востоку!

Хоть и с трудом, но это можно было бы понять, если бы нефтяное королевство никак себя не проявляло в последних событиях. Но волнения в Бахрейне подавили именно саудовские войска. Салафиты, ведущие по всему миру террористическую войну против "неверных", тоже расцвели и распространяют свои идеи именно из Аравии. Один из них - помянутый президентом США Осама бин Ладен - также был саудитом. Не говоря уже о том, что в королевстве рубят головы и руки, женщин ценят чуть дороже верблюдов и вообще плюют на права человека. У Обамы было множество поводов хотя бы погрозить Эр-Рияду пальцем. Но даже этого не произошло.

На первый взгляд - чудеса да и только. Но в действительности ничего удивительного в этом нет. Народное восстание (или хотя бы мирные, но массовые протесты) в Саудовской Аравии - это худший кошмар американской администрации. Причин тому три - нефть, оружие и терроризм. Без саудовской нефти в США (и мире) неминуемо разразится катастрофический экономический кризис. За прекращение продажи саудитам оружия американское военно-промышленное лобби в секунду открутит Обаме голову. Ну и на закуску - демократия в стране, под завязку набитой салафитами, - это 11 сентября 2001 года каждый день.

Что бы ни происходило в арабском мире, Саудовская Аравия и ее вассалы в Персидском заливе для США будут неприкосновенны. Если пожурить Бахрейн у Обамы смелости еще хватило, то на большее он решиться не мог никак.

Но и это еще не все. Саудиты не стали бы возражать против усиления американского давления на Израиль. Однако этому сопротивляется сила, имеющая не меньше власти, причем на американской же территории - правое еврейское лобби. Так сложилось, что без поддержки людей, входящих в него, стать президентом США - почти неподъемная задача.

Американскому обывателю, может быть, и наплевать на Ближний Восток. Но лоббисты, недовольные внешней политикой, могут запороть в Конгрессе любые внутриэкономические начинания администрации президента. Это уже ударит по кошелькам простых жителей США, которые такого не прощают. А Обаме еще переизбираться в 2012 году...


В Израиле это все прекрасно знают. Поэтому премьер-министр Биньямин Нетаниягу, послушав речь американского президента, прямо сказал, что любые разговоры о возврате к границам 1967 года - неприемлемы. Как считают в Иерусалиме, еврейские поселения на западном берегу реки Иордан трогать нельзя.

О том, что заигрывания с арабами - дело крайне рискованное, Обаме объяснят уже в ближайшее время. В течение одной недели лекцию на эту тему ему прочитает сначала сам Нетаниягу, затем - лоббистское объединение American Israel Public Affairs Committee.

В качестве закрепления урока Нетаниягу выступит перед обеими палатами Конгресса и подробно расскажет, почему Израиль все еще остается единственной демократией на Ближнем Востоке и почему американцы должны поддерживать эту страну - как политически, так и финансово.

Перед лицом столь важных возражений Обама при всем желании не мог бы сказать простым арабам того, что они действительно хотят услышать. Однако никакой трагедии сами арабы в этом не видят.

Почему Обама не интересен

Разумеется, мнение Вашингтона по поводу тех или иных событий на Ближнем Востоке все еще остается очень важным. Но силы, никак не зависящие от США, уже вступили в игру, и их роль будет только увеличиваться.

Речь идет не об исламистах - привлекательность их идей и влияние на общество с началом арабских революций действительно сильно сократилось. В корне изменить ситуацию в регионе способны простые жители арабских стран. С одним важным уточнением - избавившиеся от страха жители.

Они уже скинули диктаторов Туниса и Египта, они лишили контроля над страной президента Йемена, они до смерти перепугали правящие семьи Бахрейна и Саудовской Аравии, они раскачивают кресла Башара Асада в Сирии и Муаммара Каддафи в Ливии. Под их давлением палестинские партии ФАТХ и ХАМАС были вынуждены помириться, а переходные египетские власти - открыть границу с сектором Газа. Эти же люди пошли маршем на Израиль и, несмотря на жертвы, пообещали повторить эту акцию, собравшись уже не сотнями, а десятками тысяч человек.

Все это случилось вопреки воле США. Вашингтон вполне устраивало положение, когда одни арабские диктаторы были прикормлены, другие - запуганы, но все держались в узде и особо не дергались. Сейчас же ситуация в корне изменилась.

Торговца или инженера из Дамаска, Мисураты и Манамы совершенно не интересуют заявления "лучшего госсекретаря" или кого бы то ни было еще. Они и сами знают чего хотят, чувствуют за собой силу таких же людей и готовы добиваться своих целей.

Американское влияние в регионе во многом будет зависеть от того, смогут ли США все-таки понять, насколько изменился мир, и изменить свою политику соответствующим образом. Пока, очевидно, до этого еще далеко.

Яковина Иван

В этом разделе