
Однако на этот раз выборные страсти вылились через край. Оппозиция, не признав итоги голосования, вышла на улицы. Начались волнения и беспорядки. Злые языки заговорили о перспективах «оранжевой революции».
Духовный лидер Исламской республики Иран аятолла Али Хаменеи призвал противников победившего на выборах президента Махмуда Ахмадинеджада «признать итоги выборов и воздержаться от провокационных заявлений и действий», а также обещал содействовать проверке подсчета голосов.
Как передает катарский спутниковый телеканал «Аль-Джазира», заявление Хаменеи последовало после выступления группы религиозных деятелей из либерального объединения «Роханиюн Мобариз» в защиту Мир Хосейна Мусави, получившего в результате голосования 33,75% голосов. Духовенство потребовало аннулировать итоги выборов и высказалось за проведение повторного волеизъявления в «более спокойной, разумной и справедливой атмосфере».
Сам главный оппонент Ахмадинеджада заявил, что «не собирается капитулировать перед устроенным властями спектаклем» и призвал своих сторонников продолжать акции протеста. Он отметил, что «возмущен имевшими место многочисленными нарушениями». Его основной союзник - бывший президент Ирана и один из лидеров так называемых «реформистов» Мохаммад Хатами, - со своей стороны, подчеркнул, что «не оставит Мусави в одиночестве».
Как сообщает «Аль-Джазира», несмотря на призывы оппонентов Ахмадинеджада к своим сторонникам придерживаться «мирных манифестаций в рамках закона», в ряде мест в Тегеране вновь вспыхнули столкновения. Полиция применила слезоточивый газ и дубинки, зачинщики беспорядков задержаны. Блокирован университетский городок - оплот либерального студенчества.
Тем временем Ахмадинеджад, которого на выборах поддержали 62,63% избирателей, призвал несогласных с итогами голосования «представить доказательства» тем обвинениям, которые они выдвигают против властей. «Мы дали пощечину тиранам всего мира», - сказал он, назвав тех, кто говорит о массовых фальсификациях «злобными лгунами».
Мы попросили прокомментировать итоги выборов в Иране и все, что за ними последовало, руководителя Центра стратегических исследований «Россия - Исламский мир» Шамиля Султанова и известного журналиста, члена Общественной палаты РФ Максима Шевченко.
|

М. Шевченко:
Прежде всего, выборы прошли очень демократично, и иранский народ показал, что политика Ахмадинеджада и его твердая позиция в отношении стран Ближнего Востока и, прежде всего израильского государства, импонирует большинству иранцев. Он отстаивает права своего народа, права мусульман, поэтому он и победил.
Значительная часть была на стороне его оппонента Мусави, и это, в основном, молодежь. В Иране есть такой аспект: чрезмерная клерикализация жизни утомляет людей, особенно молодых. Это вызывает протестные настроения. Им хочется развития и энергии.
Но как ни странно, либерала Муссави поддерживала и клерикальная прослойка. Ахмадинеджад же из иных слоев - стражей Исламской революции, революционного студенчества. Он и победил. Таким образом, Исламская революция в Иране еще жива.
Я хочу сказать, что сценарий «оранжевой» революции в Иране бесперспективен. Она возможна только в тех странах, где нет целостного народного и политического самосознания. А это не про Иран.