В Азербайджане светский режим приступил к открытому притеснению мусульманок, соблюдающих предписания своей веры.
Министерство образования страны запретило ношение хиджаба в школах, мотивируя это "отделением религии от школы и государства". Верующие же мусульмане убеждены, что ношение хиджаба как личный выбор не приводит к "смешению религии и государства", а является всего лишь претворением в жизнь принципа свободы вероисповедания.
Проблема преследования носящих хиджаб женщин, увы, не нова. "Антихиджабные законы" в некоторых странах Европы уже давно являются предметом острых споров в СМИ и в широких кругах общественности. Запрет на посещение школ и госучреждений в предписываемой шариатом одежде во Франции под предлогом "защиты светскости", недавняя "антихиджабная волна" в Бельгии - все это демонстрирует страх и неприязнь либеральной постхристианской цивилизации к хиджабу как к религиозному, культурному и даже политическому символу. С чем связана эта острая боязнь - предмет отдельного разговора, и мы еще вернемся к детальному анализу причин и подоплеки "аллергии на хиджаб" у современного Запада.
Пока же отметим, что гонения на хиджаб не являются тенденцией последних 10-15 лет. Еще раньше, в прошлом столетии, куда более масштабные кампании по борьбе с исламским покрывалом разворачивались в мусульманских странах секуляристскими режимами, жаждущими вестернизации и вхождения - пусть на правах марионетки и сырьевого придатка - в лоно западной цивилизации, представлявшейся им эталоном для подражания. Кемаль Ататюрк объявил беспощадную войну не только хиджабу, но и традиционному мужскому головному убору - феске. Шах Мухаммад Реза Пехлеви также боролся с ношением исламской женской одежды в Иране. Чем это закончилось в 1979 году - всем прекрасно известно.
И здесь есть о чем задуматься тем западолюбивым политикам, которые пугают общественность тем, что, дескать, если мы не будем бороться с хиджабами, в Азербайджане будут установлены "иранские порядки". Так ли это плохо - в принципе особая тема. Ибо если мы ознакомимся с достижениями современного Ирана в разных сферах (образование, наука, медицина, искусство) и сопоставим их с успехами Азербайджана, то, боюсь, что сравнение будет не в пользу последнего.
Что касается Турции, то десятилетия борьбы против религии также не привели к желаемым для секуляристов результатам. Хотя в Турции и не произошло исламской революции, как в Иране, патриотические силы наращивают свое влияние и присутствие в высших эшелонах власти благодаря поддержке населения, которое ничуть не отказалось от своих религиозных ценностей, невзирая на долгие преследования и ущемление прав верующих. Сегодня в Турции создается индустрия халяльной моды и отдыха. Первая леди страны появляется на публике в хиджабах самых новых фасонов. Симпатичные женщины в многоцветных платках все чаще улыбаются нам с красочных плакатов, девушки в ярких буркини смело рассекают пространства Эгейского и Средиземного моря. Побывав в Турции, ты понимаешь, что это - портрет среднестатистической жительницы этой страны. Разве стали бы турецкие женщины, будь хиджаб всего лишь прихотью "ретроградных" родственников, десятилетиями держаться за эту важную духовную практику, невзирая на все препятствия и неудобства, чинимые со стороны властей, как то невозможность получать образование и работать в приемлемых условиях?
Стоит ли говорить о том, что для женщины, для которой естественно появляться при посторонних мужчинах только с покрытой головой, учеба работа в публичном месте без головного убора - это каждодневный психологический стресс? Законы против ношения хиджаба, на словах призванные "защищать права женщин", на практике оборачиваются попранием их базовых прав и созданием искусственных ограничений, препятствующих их самореализации в отнюдь не запрещенных исламом сферах.
Однако в то время, как этот былой оплот лаицизма на мусульманском Востоке - Турция - начала стремительно отказываться от представлявшихся незыблемыми жестких секуляристских установок (причем для этого не потребовалось ни революции, ни переворота, ни кардинальных реформ), Азербайджан предпочел пополнить позорный список стран, в которых ущемляются права женщин на свободное исповедание собственной религии. Причем в данном случае опять идет речь о стране, где мусульмане вовсе не являются иммигрантами, а составляют большинство коренного населения!
"Кого отвергли ближние, приветят дальние", - гласит одно из мудрых высказываний четвертого праведного халифа Али ибн Аби Талиба. Не находя понимания в собственной стране со стороны кучки исламофобски настроенных соотечественников, наделенных при этом властными полномочиями, мусульмане Азербайджана могут всецело рассчитывать на поддержку со стороны всей огромной, многонациональной мировой исламской уммы, многие из народов которой на собственном опыте испытали аналогичное давление со стороны власть имущих. Пусть они не согласятся с тезисом, что их инициативы противоречат складывавшимся веками культурным установкам и образу жизни народа (хотя это также справедливое утверждение) - ибо сами также считают и чувствуют себя азербайджанцами - но они вряд ли смогут привести убедительные доводы против того, что их инициативы носят антинародный, антидемократический характер.
Давайте же детально разберем аргументы азербайджанских противников хиджаба, чтобы продемонстрировать всю их несостоятельность. Их в принципе много, этих выпадов. Проанализируем лишь основные.
Первый довод заключается в том, что женщины, носящие хиджаб, лишь нарочно демонстрируют свою религиозность, дабы заявить о собственном превосходстве над другими женщинами, которые хиджаб не носят, однако "верят в душе". По мнению критиков хиджаба, ношение платка - это ни что иное, как выставление напоказ своей праведности, не имеющее отношения к истинной вере. Иные деятели (как, например, писатель Эльмира Ахундова) и вовсе заявляют, что хиджаб - это своеобразная "дань моде", завезенной туристками из Ирана и героинями популярных турецких сериалов.
Это совершенно несостоятельный и искажающий действительность довод. Хиджаб - это не дань моде и не способ "демонстрации религиозности". Хиджаб - это предписание шариата, такое же, как повеление совершать намаз, поститься в месяц Рамадан, воздерживаться от употребления спиртного и свинины. Это обязанность, которую шариат возлагает на женщину, наделяя ее, между тем, и множеством прав, о многих из которых жительницы "цивилизованных демократических" государств могут только мечтать (как то: непреложная обязанность мужа содержать жену и полностью обеспечивать все потребности ребенка, даже если брак прекратил свое существование; право на абсолютно самостоятельное распоряжение лично заработанными деньгами и т.д.).
Все исламские ученые сходятся на том, что повеление носить его дано Всевышним Аллахом в Священном Коране: "Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин" (24:31 ).
В другом аяте также говорится: "О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милосердный" (33:59).
Противники хиджаба могут возразить, что "здесь же ничего не сказано про платок". На это им должен быть дан четкий ответ: Сунна Пророка детально разъясняет суть всех предписаний, которые даны в Священном Коране в общем виде. Например, в Коране не расписан алгоритм совершения намаза, однако дано повеление молиться. В Сунне правила и условия выполнения намаза изложены во всех подробностях. Точно так же, в Коране дано общее повеление носить хиджаб, а в Сунне конкретизируется, что хиджаб подразумевает сокрытие всего тела, кроме овала лица и кистей рук, от мужчин, не являющихся близкими родственниками.
Таким образом, запрет на ношение хиджаба в публичных местах - это прямое посягательство на принцип свободы совести и вероисповедания, на выполнение предписаний исповедуемой религии, аналогичное тому, как если бы был издан закон, не разрешающий мусульманам совершать намаз в предписанном Сунной порядке.
Второй довод заключается в том, что хиджаб препятствует культурному развитию, мешает учебе и профессиональной реализации женщины. Он еще абсурднее и несостоятельнее, нежели довод номер один, однако находится немало людей, которые в силу своего невежества или предубеждения берутся с пылом его отстаивать. Например, в одном из мусульманских азербайджанских блогов некая участница дискуссии ратовала за запрет хиджабов в школах в качестве "профилактики засилья религиозных фанатиков". Свой яростный энтузиазм она мотивировала беспокойством за собственную счастливую жизнь. "Как можно устать от интересной работы, общения с людьми, творчества, путешествий? Искать убежища под платком? От чего, зачем?" - вопрошала она, на что получает разумный ответ: хиджаб не является препятствием ни для интересной работы, ни для общения с людьми, ни для творчества, ни для путешествий. Главное, чтобы все это было в рамках шариата и с дозволенными целями, а дозволенного в исламе, как известно, больше, чем запретного. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на соседний Иран. После 1979 года женщины, соблюдая все требования к хиджабу, добились больших успехов в разных областях: в науке, в искусстве (мир знает множество прекрасных иранских актрис, которые снимаются в хиджабах), в преподавательской и общественной деятельности, в политике. Революция покончила с неграмотностью большинства женщин, обусловленной тяжелыми условиями жизни и финансовой недоступностью образования. Сейчас же в иранских университетах количество студенток даже превышает число студентов. Иранки тянутся к знаниям и к активному участию в общественной жизни.
Третий довод хиджабофобов, тем временем, заключается в том, что хиджаб является навязанным выбором, и что девочка в возрасте 8-16 лет якобы не способна сознательно отнестись к соблюдению данного предписания.
Это очередная ложь. В современном мире, где ислам принимают во всех странах земного шара, англичане, немцы, русские, американцы обращаются к религии Аллаха в возрасте 14-15 лет, и это становится их осознанным серьезным выбором на всю жизнь. Молодежь в возрасте 15-16 лет демонстрирует приверженность определенным политическим убеждениям и готовность их защищать. Правительства разных стран мира отказывают этим молодым людям в праве считаться взрослыми, искусственно затягивают период детства, дабы защитить себя от неугомонной энергии политически активной молодежи. В итоге подросткам отказывают в праве думать, не признают за ними способности иметь свой взгляд на мир, априори считая его "привитым родителями". Вот уж где попрание прав личности! Человек взрослеет куда раньше, чем это "принято считать" в современном социуме. Традиционное общество, кстати, знало эту истину. Молодой мужчина, юная девушка, способные сделать самостоятельный идеологический выбор и отстаивать его вопреки осуждению общества и мнению семьи (ведь очень многие девушки надевают хиджаб вопреки сопротивлению родственников-"этнических мусульман", повинуясь не адатам, но Аллаху!) - это уже не ребенок по определению.
Наконец, четвертый довод борцов с хиджабом стар, как либеральный мир - Азербайджан является светским демократическим государством, и хиджабу в нем не место! Этот довод демонстрирует всю лживость и двойные стандарты либеральной идеологии. По логике вещей, если в конституции страны провозглашается принцип свободы вероисповедания, это подразумевает защиту прав граждан на свободное следование предписаниям своей религии. Это означает, что принцип свободы совести и светскости как раз таки должен работать в пользу права мусульманки одеваться в соответствии с предписаниями своей веры! Подчеркнем ведь, что ни одна покрытая азербайджанка не борется за то, чтобы заставить не религиозных азербайджанок носить платок. Она всего лишь хочет отстоять свое право на свободное исповедание собственной веры. Но в "демократическом государстве" ей в этом праве отказывают. И это реалии не только одного лишь Азербайджана, в "поборнице светскости" - Франции - ситуация аналогична.
Эпизод с хиджабом как нельзя лучше демонстрирует нам подлинное лицо т.н. "демократии". Правильно понять ее сущность может помочь цитата из идеолога "открытого общества" Карла Поппера: "Конечно, основным условием открытости общества является политическая толерантность. Тем не менее, толерантность по отношению к антидемократичным группам представляет угрозу основам открытого общества. Поэтому в необходимых случаях и при угрозе опасности враги толерантности и сторонники насилия должны быть разгромлены".
Либеральный мир погряз в извращениях, ставящих под угрозу само будущее европейских наций. Западная цивилизация, которую исламофобы почитают за идеал, узаконила однополые браки и уже готова легализовать инцест. Ни один разумный человек не будет спорить с тем, что сие не есть свобода, это - прямой путь к вырождению и исчезновению. Сегодня эта цивилизация и все те, кто ей прислуживает, ведет открытую борьбу против хиджаба, ибо ее подлинный идол - деньги и прибыль. Это настоящий языческий культ современного "цивилизованного мира". Деньги и возможность их заработать являются для него мерилом всех вещей.
Ислам же выступает против всех форм язычества, и ценности ислама несовместимы с приматом денег и материального в жизни человека и общества. Стяжательство, разрыв между богатыми и бедными резко осуждается в Коране, в частности, в суре "Ат-Такассур" ("Страсть к преумножению") и "Аль-Ма‘ун" ("Подаяние"). Мусульманские ученые называют алчность одной из отрицательных черт характера, порожденных недоверием к Аллаху. Система ценностей ислама, таким образом, является вызовом главному культу либерального мира. И хиджаб является органичной частью этой системы ценностей, ее флагом, ее факелом, ее наиболее зримым атрибутом. Именно поэтому исламской одежде объявлена столь беспощадная война.
Однако, какие бы меры ни предпринимались, все это так или иначе приведет лишь к противоположным результатам. "Они хотят погасить свет Аллаха своими ртами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это ненавистно неверующим" (сура "ас-Сафф", 61:8).
Автор: Анастасия (Фатима) Ежова
Islamnews.ru