Почему антииранская ядерная истерия выгодна американскому бизнесу?

По данным The New York Times, США занимают едва ли не первое место по капиталовложениям в иранскую нефтегазоиндустрию.

Комментирует политолог Артем Леонов: Оказывается, антииранские санкции США применяются только против российских, китайских, белорусских и других «незападных» партнеров Ирана. То есть, Вашингтон вовлекает Россию в конфронтацию с Тегераном из-за его ядерной программы, но американский бизнес впрямую работает в Иране. 

По данным The New York Times, «США, которые продвигают ужесточенный пакет "ядерных" санкций против Ирана, за последние 10 лет вложили туда около 107 миллиардов долларов - в форме платежей по контрактам, грантам и т.п. Причем вопреки закону о санкциях (1996 года), такие вложения направлены на развитие, прежде всего, нефтегазовой отрасли Ирана».

Экономические связи с Ираном осуществлялись с помощью 74 компаний, 49 из которых продолжают сотрудничать с Ираном и поставлять ему базовые элементы экономики. В числе работающих в Иране - например, международный концерн Royal Dutch Shell, американская компания по разработке авиационных и космических проектов Honeywell…

Утверждается также, что администрация Джорджа Буша, а вслед за ним Барака Обамы, невзирая на антииранскую риторику, в целом последовательно поощряли и поощряют бизнес США и Запада в Иране: «западные, в том числе американские нефтегазовые фирмы, которые годами работали и работают в Иране, недавно получили щедрые лицензии на бурение скважин в прибрежных водах США», - сообщает газета.

Да, Иран располагает очень крупными, высококачественными и дешевыми (по себестоимости добычи и перевозки) нефтегазоресурсами. Дополнительный их «вброс» на мировой рынок ведёт, естественно, к снижению мировых цен, что невыгодно России. Здесь и заложен, пожалуй, главный фактор возможной российско-иранской конфронтации, фактически провоцируемой сегодня Вашингтоном.

Но весьма примечательно в связи с упомянутыми публикациями то, что США хотят вовлечь Иран в газопроводы с юга и юго-востока СНГ на Европу (особенно в «Набукко»), запланированные в обход России. И Тегеран на эти планы уже откликается. Так, спецпредставитель президента США по вопросам энергетической политике в Евразии Ричард Морнингстар еще осенью прошлого года заявил, что «мы подаём «сигналы» Тегерану и надеемся на конструктивный ответ с иранской стороны…». А Тегеран, поняв суть этих «сигналов», ответил весьма предметно. Министерство энергетики Ирана в середине февраля 2010-го сообщило, что в последний год экспорт российского газа в Европу сократился на треть. За участие Ирана в этом проекте выступает и Турция.

Похоже, Тегеран и Вашингтон вполне могут сойтись в вопросе сокращения зависимости Европы от российского газа. Это, в свою очередь, наверняка ухудшит российско-иранские отношения, что только на руку Западу.
СТОЛЕТИЕ.ру

В этом разделе