Президент России Дмитрий Медведев 18 января, будучи в Иерихоне, подтвердил позицию СССР о признании независимого палестинского государства в границах 1967 года. Тем самым он дал возможность американцам и европейцам надавить на Израиль ради возобновления ближневосточного мирного процесса, пишет Lenta.ru.
СССР был одним из первых государств, признавших палестинскую декларацию о независимости 1988 года. Тогда в международный дипломатический обиход была запущена ставшая уже клише фраза - "независимое, территориально единое, жизнеспособное палестинское государство в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме".
Поначалу это выражение с энтузиазмом использовали только диктаторы из стран третьего мира и коммунистические вожди - только они, собственно, и признали независимость палестинцев. В остальном мире ее заслуженно воспринимали как своего рода абстракцию, полностью оторванную от реальности. А после краха советской системы и восстановления российско-израильских отношений о Палестине в границах 1967 года постарались позабыть и в Москве.
Это, в частности, нашло свое отражение в лексике, используемой на официальном уровне. В обиход российских дипломатов вошел оборот "Палестинская национальная автономия" (не "государство Палестина"), причем лидеров этого образования называли "председателями", а не "президентами". Поездки российских официальных лиц туда всегда осуществлялись через Израиль, а не напрямую, что подчеркивало подчиненный статус палестинцев.
Словом, признание палестинской независимости стало чем-то из разряда абсурдных американских законов: на бумаге существует, а в реальности - нет. Такое положение более или менее устраивало всех: арабам была важна юридическая сторона дела, евреям - фактическая.
Но в последнее время положение вещей на Ближнем Востоке изменилось, причем изменилось существенно и не в лучшую сторону. Это обстоятельство потребовало пересмотра многих устоявшихся понятий и явлений.
То, что в секторе Газа окопался ХАМАС, неприятно, но никого уже особо не волнует - привыкли. Гораздо хуже то обстоятельство, что под откос летит так называемый "ближневосточный мирный процесс" на Западном берегу, главные герои которого - Палестинская автономия и Израиль - вроде как вменяемые и адекватные игроки.
Еврейское государство ни за какие коврижки не собирается отказываться от расширения поселений на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме, в ответ на что арабы и слышать ничего не хотят о переговорах. Первые считают, что препятствовать "естественному росту" поселений никак нельзя, а вторые уверены, что пока они ведут переговоры, у них "воруют их же землю".
Ситуация обострилась до того, что официальные лица в ПА уже выдвинули ультиматум. Они грозят, что в том случае, если до сентября не появится того самого "независимого, территориально единого, жизнеспособного палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме", то Махмуд Аббас уйдет в отставку, а арабская администрация, работающая на Западном берегу, самораспустится. В этом случае Израиль, как страна-оккупант, будет обязан взять на себя все заботы по обеспечению безопасности, снабжению населения и поддержанию инфраструктуры на "оккупированной" территории.
Для мирного процесса это будет означать полную катастрофу. Последние десятилетия переговоров пойдут насмарку. За роспуском администрации Палестинской автономии скорее всего последуют теракты и неизбежное усиление влияния самых радикальных сил.
Такое развитие событий не нужно никому, включая и сам Израиль. Но право-религиозное правительство Биньямина Нетаниягу не может взять и отказаться от строительства поселений. В этом случае от премьера отвернутся не только избиратели, но и партнеры по коалиции, для которых расширение еврейского присутствия в Иудее и Самарии (так они называют Западный берег) - не столько политическая платформа, сколько осуществление божественного предначертания.
Это все понимают и в Вашингтоне. Администрация Барака Обамы ломает голову - как и еврейское лобби не обидеть, и мирный процесс спасти. Пока (как, впрочем, и все последние лет тридцать) никаких дельных идей нет. Зато очень скоро может стать еще хуже, только на сей раз готовы "отличиться" арабы. В ООН зарегистрирован проект резолюции, запрещающий строительство новых поселений на Западном берегу. Это ставит США перед очень неприятным выбором: либо поддержать документ, смертельно обидев Израиль, либо ветировать его, окончательно разочаровав арабов.
Пикантности ситуации добавляет то обстоятельство, что проект резолюции подан от имени Ливана, где сейчас тоже неспокойно. Отказ США поддержать документ даст козырного туза в руки шиитскому движению "Хизбалла", которое сейчас открыто проводит в Бейруте учения по осуществлению государственного переворота. Радикально настроенные силы могут сказать: "Вот видите, братья-ливанцы! От США (и их марионеток в правительстве Ливана) нам, простым арабам, только несчастья. Поэтому мы берем власть в свои руки". И возьмут же. Сил и средств хватит. Такое развитие событий стало бы еще одной катастрофой, поскольку в стране неминуемо началась бы гражданская война.
Надо помнить, что все это происходит на фоне войн в Афганистане и Ираке, продолжающейся революции в Тунисе, разделения Судана, усиливающейся нестабильности в Египте и странах Магриба, а также роста аппетитов Ирана. Западная дипломатия пребывает в некоторой прострации: непонятно, как разгребать эти завалы, чтобы не сделать еще хуже.
В этой ситуации визит на Ближний Восток Дмитрия Медведева и его заявления, сделанные в Иерихоне, могут дать надежду если не на продвижение мирного процесса, то хотя бы на вывод его из тупика. Дело тут вот в чем.
Россия остается членом международного "квартета" по ближневосточному урегулированию, в который также входят ЕС, США и ООН. Поэтому подтверждение (а фактически - провозглашение) Москвой признания Палестины в границах 1967 года позволит другим мировым державам последовать этому примеру. Так, ожидается, что по этому пути пойдут все латиноамериканские страны, Испания, Франция, а за ними - остальные страны Евросоюза.
Для Израиля это будет означать неприятный факт: большинство стран мира не признают аннексию Восточного Иерусалима и территорий, занятых еврейскими поселениями. Есть небольшая вероятность, что это сможет подтолкнуть мирный процесс. Чтобы не быть вечным оккупантом в глазах мирового сообщества, еврейскому государству придется как-то договариваться с палестинцами. Прекратится положение, когда в отсутствие установленных границ с Палестиной у Израиля есть возможность рисовать их по своему усмотрению.
В Иерусалиме прекрасно понимают, чем может обернуться всеобщее международное признание арабского государства в границах 1967 года. Оттого заявления российского президента в местной прессе назвали "пощечиной Израилю" - вроде как россияне применили запрещенный прием. Однако ситуация, похоже, сложнее, чем обычное "злые русские снова встали на сторону инфернальных арабов".
Дело в том, что своим демаршем Москва (возможно, сама того не ведая) оказала услугу и американцам, и европейцам: просто Россия сделала то, на что ни Вашингтон, ни Брюссель решиться не могли. Об этом свидетельствует хотя бы то обстоятельство, что ни США, ни Европа не стали протестовать против российского решения. Хотя, безусловно, могли бы: ведь они тоже входят в "квартет", который, по идее, должен действовать согласованно.
Израилю в этой ситуации не позавидуешь. Мало того, что старт процессу признания уже дан, так еще и МИД этой страны противопоставить оппонентам ничего не может, поскольку персонал министерства бастует. Из-за этой забастовки, кстати, был отменен визит Медведева в Израиль. Символично и то, что российская делегация впервые приехала в Палестину со стороны Иордании, а не из тель-авивского аэропорта, как это было ранее.
Рассчитывать на то, что США, как обычно, заступятся за своего союзника и не допустят международного признания палестинского государства, трудно. Американцы и сами уже не знают, как надавить на Израиль, чтобы тот прекратил строительство поселений. Более того, крах мирного процесса на Ближнем Востоке означал бы для Обамы полный провал его внешней политики. А это совершенно недопустимо: американскому президенту скоро уже переизбираться на второй срок.
Словом, Медведев, подтвердив позицию Советского Союза 1988 года, дал шанс на вывод мирного процесса из тупика. Однако шанс этот настолько призрачный, а ближневосточная политика настолько турбулентная, что на серьезное улучшение ситуации рассчитывать пока слишком рано.