"Три причины, по которым Азербайджан не пойдет на обострение с Ираном"

Раджаб Сафаров

"Россия и проблема Карабаха не позволят Азербайджану скооперироваться с США и Израилем против Ирана". Эксклюзивное интервью Vesti.Az с генеральным директором Центра по изучению современного Ирана Раджабом Сафаровым.

- В последние дни в мировых СМИ активно обсуждается информация о том, что США и Израиль сконцентрировали на воздушных базах Азербайджана свои вооруженные силы и готовятся нанести удар по иранским ядерным объектам. Как вы считаете, это обычная провокация или вполне реальный вариант развития событий? 

- Я не думаю, что эта информация соответствует действительности. Азербайджан не будет выступать против Ирана по нескольким причинам. И одной из них является то, что Азербайджану совершенно ни к чему, совершенно на ровном месте, настраивать против себя такое мощное региональное государство, как Иран.


- Тогда почему Иран придвинул свои войска на границу с Азербайджаном?

- Любая активизация Израиля на Кавказе и в Каспийском регионе однозначно воспринимается Ираном как деструктивный и дестабилизирующий фактор, как реальная угроза его интересам, тем более, когда эта активизация сопряжена с возможным нападением на него. Израиль иранцами воспринимается как передовой провокационный отряд США, который выполняет, в основном, грязную работу и сразу же прячется за спиной своего могущественного партнера. Израиль сам по себе в понимании иранцев - абсолютный ноль, просто пустое место. Израиль в одиночку, без поддержки США и мирового еврейского лобби и дня не продержался бы в противостоянии с Ираном.

- Вы сказали, что Азербайджан не пойдет на обострение отношений с Ираном по нескольким причинам. Вы можете назвать их?

- Первая. Официальный Баку четко осознает все возрастающую роль и место Ирана в мировой геополитике. И, учитывая потенциал и ресурсы этой страны, ряд особенностей, Баку связывает серьезные надежды на активную роль Ирана в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта. С другой стороны, Азербайджан достаточно реально представляет себе степень возможной негативной реакции Ирана в случае его кооперации с Израилем и США.

Судья по всему, в Баку есть и такие, которые считают, что, кооперируясь с США и Израилем, они, таким образом могут оказать определенное давление на Иран, чтобы он был более сговорчивым и более активно защищал интересы Азербайджана в Карабахском конфликте. Но это может усугубить ситуацию и может вызвать обратную реакцию. Характерной чертой иранцев является то, что если на них оказать давление, то они, чтобы показать свой свободолюбивый нрав и независимость, согласно своим принципам могут сделать обратное. Иранская ментальность такова, что если кто-то, без особых причин, бросает в сторону иранца камушек, демонстрируя при этом свою силу или враждебность, то этот иранец соберется всеми силами и из принципа ответит булыжником обидчику. Хотя можно было обойтись таким же камушком, и инцидент был бы исчерпан. Но если этот кто-то к тому же является иностранцем, то дело чести иранца - ответить как можно жестче. Иначе говоря, на языке шантажа и, тем более, силы разговаривать с Ираном абсолютно бесперспективно. США, настроив полмира против Ирана, более 30-ти лет разговаривают с этой страной с позиции силы и шантажа и чего же они добились, всем понятно...

Вторая причина, по которой Азербайджан не пойдет на обострение отношений с Ираном, это Россия, которая будет не в восторге от сближения Азербайджана с Израилем. Россия может пойти на определенные уступки США, в том числе и в иранском вопросе. Но, при этом она не заинтересована потерять Иран как партнера. Это не в интересах России, т.к. любая угроза Ирану, рикошетом или напрямую может ударить и по ее интересам. Москва, наоборот, крайне заинтересована в том, чтобы, решая свои вопросы с США, как можно быстрее и в полном объеме восстановить отношения с Ираном. Если же Азербайджан решится на антииранские действия, то, очевидно, что это не будет отвечать интересам России.

Третья причина, по которой Азербайджан не пойдет на активизацию отношений с Израилем, это опасение Баку рано или поздно оказаться втянутым в военный конфликт с Ираном. Дело в том, что Иран - это многонациональное государство и почти 30% населения Ирана составляют этнические азербайджанцы. После исламской революции национальная политика в Иране проводиться очень разумно и сбалансировано, поэтому проживающие там народы и этносы, в том числе этнические азербайджанцы, воспринимают Иран как свою основную и единственную родину. Все проживающие там народы и представители разных конфессий осознают себя в первую очередь иранцами и готовы защищать свою родину любой ценой. Народ Ирана, как и все народы мира, очень чувствителен к всякого рода угрозам и очень тщательно готовится к ним. Особенно им не понравиться, если такая угроза будет исходить из родственных и дружественных стран. Республика Азербайджан в сознании иранцев воспринимается не только как соседнее, но и как близкое, почти родственное государство. Поэтому любое, даже малейшее содействие агрессорам со стороны Азербайджана, в Иране будет восприниматься чрезвычайно болезненно, и, в первую очередь, этническими азербайджанцами этой страны. Очевидно одно, Иран не только будет жестко реагировать на любые действия государств антииранского альянса, но и тех государств, которые так или иначе содействуют этому альянсу. Вот, собственно, важнейшие причины, которые, на мой взгляд, не позволят Азербайджану ввязываться в эту авантюру.

Более того, любая активизация Израиля на Кавказе и в Центральной Азии теснейшим образом связана с американскими военными базами. А военные базы США, где бы они не были, как показал пример террориста Риги, работают в теснейшем контакте с международными террористическими организациями, экстремистскими движениями и, что очень важно, с местной оппозицией. Как только правительство страны, на территории которой расположены американские военные базы, начинает отстаивать свои интересы, проводить независимую политику, на сцене мгновенно может появиться, подталкиваемая американцами местная оппозиция разного толка. Иначе говоря, правительства стран, на территории которых расположены военные базы США, становятся заложниками американской политики, в противном случае дестабилизация в этой стране гарантирована.


- Уже высказываются опасения того, что военная кампания против Ирана начнется не ранее осени текущего года. Вы разделяете эти опасения?

- Сценарии военного столкновения с Ираном появляются на свет чуть ли не каждую неделю. Даже указывались конкретные даты начала войны США и Израиля с Ираном. Поскольку мировые СМИ, по сути, контролируются из Вашингтона и Лондона, то, что они хотят, то и печатают. Самый свежий пример, 12 июня сего года в британской газете "Таймс" была опубликована статья о том, что, якобы, Тель-Авив и Эр-Рияд заключили соглашение, что Израиль в нападении на Иран может использовать воздушное пространство Саудовской Аравии. Практически все мировые СМИ следом, и, к сожалению, российские СМИ в том числе, как по команде, сообщили об этом. Однако спустя два дня Эр-Рияд выступил с официальным опровержением этой информации. Только единицы опубликовали опровержение Эр-Рияда. Да и зачем, дело уже сделано. Для обработки мировой общественности, сообщение о согласии Саудовской Аравии содействовать Израилю в его нападении на Иран - очень важное сообщение. Дело в том, что само согласие Эр-Рияда призвано продемонстрировать миру правильность формирования антииранского альянса, допускающего вторжение в Иран, или военный конфликт c этой страной. И, наконец, за одно изучается реакция мировой общественности к самому факту нападения или военного конфликта. Одним словом, готовность или неготовность мирового сообщества "нормально" реагировать на новый военный конфликт, который, по сути, может изменить всю мировую геополитику в целом.

Так что очередная дата, тем более, осень, из серии тех же провокаций. Запад во главе с США, распуская эти слухи, с одной стороны, преследует цель показать всему миру, что он, как никогда, решителен и последователен в иранском вопросе. С другой стороны, этим он рассчитывает оказать психологическое давление на Иран, вызвать нервозность и недовольство населения, как можно более активно привлекая для этого, всегда рядом находящиеся, оппозиционные силы и протестный электорат в стране.
VESTI.AZ

В этом разделе