В Азербайджане может появиться военная база Турции

Баку и Анкара готовят симметричный ответ Еревану и Москве

В Азербайджане может появиться военная база Турции. Местом дислокации называется Нахичеванская автономная республика - эксклав, зажатый между Арменией и Турцией.

Об этом в среду и четверг сообщил ряд бакинских СМИ. Предполагается, что разговор на эту тему состоялся в ходе недавнего визита президента Абдуллы Гюля в Баку. Если сценарий будет реализован, то его можно считать ответом Баку и Анкары на новый договор между Москвой и Ереваном о пребывании российской военной базы в Армении сроком до 49 лет и расширении ее функций - до обеспечения безопасности Армении. 

Отношения Баку и Анкары, сформулированные покойным азербайджанским лидером Гейдаром Алиевым: «Два государства, одна нация», - столь тесны, что можно лишь задаваться вопросом: почему в Азербайджане, находящемся в состоянии режима «невозобновления огня» с Арменией, турецкая военная база не появилась до сих пор? Или почему активные разговоры об этом начались только сейчас? А ответ на него поискать в плоскости ожидания Баку эффективности Москвы в разрешении нагорнокарабахского конфликта. То есть, надеясь на то, что Москва воздействует на своего стратегического союзника - Ереван - и будет способствовать восстановлению территориальной целостности, Азербайджан не решался откровенно усилить протурецкий или какой-то иной свой вектор.

Однако ожидания, по мнению Баку, завышены. Несмотря на встречи на высшем уровне, активизацию России в процессе урегулирования конфликта, ее декларативную готовность разрешить ситуацию «по справедливости» в сжатые сроки, на деле ничего пока не сдвинулось. 

Поэтому Баку фактически обозначил крайний предел своих ожиданий, после чего, надо полагать, попытается переломить положение в свою пользу иными действиями.

Этим пределом станет визит президента РФ Дмитрия Медведева в Баку, намеченный на сентябрь. Азербайджан ожидает: с чем, с какими еще предложениями прибудет российский президент, в эти дни гостящий в Армении, где продлил действие военного договора с Ереваном на 49 лет, а заодно и расширил функции военной базы в Гюмри - если до вчерашнего дня база обеспечивала интересы России, то с обновлением договора ей вменяется совместно с армянскими вооруженными силами обеспечивать безопасность Армении. По мнению азербайджанских аналитиков, новым договором Москва закрепила свое геополитическое присутствие на Южном Кавказе и одновременно предупредила Баку: даже не помышлять о силовом пути решения карабахского конфликта. При этом они подчеркивают, что новый армяно-российский военный договор не может являться неким «вынужденным ответом Москвы и Еревана на подписанное недавно в Баку в ходе упоминавшегося визита Абдуллы Гюлля соглашение «О стратегическом партнерстве и взаимопомощи между Турцией и Азербайджаном» - армяно-российский договор планировался давно, а мы лишь обновили наш старый».

По сути, это повторение оценки самого турецкого президента, который по возвращении в Анкару заявил журналистам, что подписанный в Баку договор не направлен против третьей стороны и что «мы с Азербайджаном давние стратегические партнеры и решили обновить документ от 1994 года», а чего-то принципиально нового в документе нет. Президент Турции также не призвал оценивать обновленный договор ответом на российско-армянское военное соглашение: «Пора нам всем отойти от представлений холодной войны... Турция и Россия - дружественные страны, и мы не соперничаем друг с другом. Турция надеется, что с помощью России и других сопредседателей МГ ОБСЕ в кратчайшие сроки удастся решить карабахскую проблему».
менее большинство региональных экспертов считают, что в необнародованном турецко-азербайджанском договоре изрядное место уделено военной сфере, а возможно, и конкретным намерениям создать в Нахичеванском эксклаве турецкую военную базу - «симметричный ответ Еревану»: в конце концов не случайно разговоры об этом начались именно в эти дни. С другой стороны, «утечкой информации» о появлении турецкой базы азербайджанская сторона дает четкий сигнал России о своем неминуемом и, вероятно, окончательном геополитическом развороте, если карабахское урегулирование в ближайшее время не сдвинется с места в желательном азербайджанской стороне направлении.

Известный азербайджанский политолог Расим Мусабеков, комментируя ситуацию, заявил, что если в обновленном азербайджано-турецком соглашении и превалирует военная составляющая, то это не должно вызывать удивления, хотя бы потому, что Армения и Россия пересматривают свои военные договоренности. «Так почему это же не могут сделать Азербайджан с Турцией?! Две страны имеют договоренность об обеспечении безопасности трубопроводов, и это сотрудничество может быть углублено. Тем более что Армения и Иран уже угрожали взорвать их, а война России против Грузии в августе 2008 года поставила артерии под удар. Турция может обеспечить противовоздушную оборону трубопроводов... Она может разместить мобильные силы в районе Гянджи», - считает профессор Мусабеков. По его мнению, создание военной базы Турции в Нахичевани тоже вполне реально и в нынешней ситуации соответствует интересам Азербайджана - такая база, фактически находящаяся в армянском тылу и способная иметь бесперебойное в отличие, к слову, от российской базы в Гюмри, чья логистика вызывает много вопросов, снабжение из Турции, может как минимум стать мощным отвлекающим фактором для армянской армии при начале военных действий в Нагорном Карабахе. Впрочем, по мнению Мусабекова, «у России есть интересы в Азербайджане, и для этого президент РФ Дмитрий Медведев должен приехать в Баку в сентябре этого года не с пустыми руками по вопросу карабахского урегулирования». «Более того, в конце года состоится саммит глав государств ОБСЕ... и будет дана оценка работе Минской группы ОБСЕ. В случае отсутствия прогресса это место могут занять другие инициативы», - сказал он журналистам.

В Ереване довольно спокойно отнеслись к перспективе появления турецкой военной базы в Нахичевани. Высокопоставленный военный чин, во время карабахской войны работавший на видной должности в Министерстве обороны Армении, сказал «НГ» так: «От того, что сейчас или в дни освобождения Карабаха в Нахичевани официально не было турецкой базы, мы были в безопасности? Сегодня со стороны Нахичевани наши позиции периодически обстреливаются. Если там официально появятся турки, то на деле ничего не изменится - их присутствие будет нейтрализовано российской военной базой, как предусмотрено договором, который подписали Дмитрий Медведев и Серж Саргсян, точно так, как в дни войны возможная атака с той стороны на Армению нейтрализовывалась нашими русскими братьями. С геополитической точки зрения открытие турецкой базы даже выгодно Еревану - для Москвы ситуация поляризуется, окончательно станет ясно: кто с кем. Но не думаю, что до этого дойдет дело - у Анкары хватит ума, чтобы не смотреть на Россию через прицелы нахичеванских автоматов, она заинтересована в сотрудничестве с Москвой, а не в эскалации напряженности».

2010-08-20 / Юрий Рокс

Независимая газета

В этом разделе