"Yeni Safak", Турция
Обещая перемены, Барак Обама одержал победу на президентских выборах в 2008 году. Однако переменам не суждено было осуществиться. Обама, который выводил военнослужащих из Ирака, не был столь проницателен в Афганистане. Убийство бен Ладена стало незначительной победой в политическом смысле, но она не смогла положить конец неопытности Обамы во внешней политике. В период вывода войск из Ирака Обама дал в корне неверное интервью и своим заявлением: «В отличие от бывших империй, мы пришли в Ирак не из-за территории и ресурсов, мы делаем это, потому что это правильно», - действительно разочаровал тех, кто ему доверял.
Обама своевременно изменил модель войны. В 2012 году Белый дом перешел к сокращению численности сухопутных войск и направил свое внимание на «беспилотные летательные аппараты» (дроны), которые позволяют добиться более быстрого результата в войне. Новым оружием США стали беспилотники, впервые использованные в войне во Вьетнаме с целью наблюдения и слежения, а в 2000-е годы получившие способность переносить и пускать ракеты.
Эти летательные аппараты были введены в действие под давлением генералов в Пентагоне и в качестве расплаты за поддержку General Electric на выборах 2008 года. Всегда поддерживая республиканцев, сильнейшая в области оборонной промышленности компания General Electricв 2008 году скоропалительно изменила свое решение (как и Goldman Sachs, JP Morgan, Citi Group) и заявила о том, что намерена поддержать кандидата от демократов. В это время Обама вводит в эксплуатацию почти 7 тысяч беспилотников. Тогда более понятными становятся слова Леона Панетты, с 2009 по 2011 годы возглавлявшего ЦРУ, а с 2011 по 2013 - министерство обороны: «Ни один президент-демократ не может возразить тому, что говорят генералы в Пентагоне». Полигоном испытаний беспилотных летательных аппаратов в рамках новой концепции войны стали Афганистан, Йемен, Сомали, Ирак, Пакистан, Ливия, Филиппины.
В то же время, чтобы расширить деятельность США в Африке, Обама включил в состав Шестого флота ВМС Африканское командование вооруженных сил США, штаб-квартира которого находится в Германии. Согласно программе национальных приоритетов, в 2010 году министерство обороны США потратило 1,2 триллиона долларов на разведку и национальную безопасность. Вместе с тем Обама осуществил крупные инвестиции военного назначения в Азиатско-Тихоокеанский регион. На авиабазы поблизости Китая были дислоцированы самолеты-шпионы. США расширили свои военные соединения в Японии, на Филиппинах, Тайване, в Южной Корее и направили 2,5 тысячи военнослужащих в Австралию. В 2011 году администрация США осуществила рекордную продажу вооружений в Тайвань на сумму 12 миллиардов долларов. По мнению экспертов, такое поведение Обамы обусловлено нависшей угрозой разорения, учитывая, что в ФРС США находится свыше 1 триллиона долларов Китая.
В некоторой мере и этим фактом продиктовано осторожное поведение Обамы в вопросе вмешательства в Сирию. Но, конечно, существуют и другие причины. Как писал Ники Вульф в Vanity Fair от 29 августа, США будто делают фотоснимок в Сирии. Какой снимок? В июне текущего года Асад при поддержке «Хезболлы» вернул Эль-Кусейр. Ссылаясь на сведения İndependent on Sunday, Вульф сообщает, что в случае проблем к военным действиям подключились бы 4 тысячи Стражей Исламской революции. То есть США наблюдают за тем, где и как действуют Асад и те, кто его поддерживает.
Другое беспокойство США - «Фронт ан-Нусра». Этаячейка «Аль-Каиды» воюет с силами Асада, и всю свою энергию обе стороны посвящают войне. Чем дольше продолжается конфликт в Сирии, тем меньше денег и оружия остается и у Асада, и у «Фронта ан-Нусра». Лучшая стратегия в таких условиях - «пусть они съедят друг друга».
То же самое устраивает и Путина. Для России неприемлемо военное вмешательство в Сирии, но применение химического оружия, видимо, многое меняет. По данным центра исследований Конгресса США, экономическое сотрудничество России и Сирии оценивается в 20 миллиардов долларов. Как известно, Россия располагает военной базой в Сирии, которую всячески стремится сохранить. За последние четыре года Россия продала в Сирию системы ПВО С-300 и истребители МИГ-29. Другой остающийся незамеченным момент, о котором регулярно говорят западные эксперты, состоит в том, что через разжигание антиамериканских настроений в России Путин стремится предотвратить направленные против него беспорядки и протестные акции.
Кроме того, Путин пытается выйти на те площадки, где Запад просто ничего не делает. Пример этому мы наблюдали в ходе визита Владимира Путина в Баку в августе текущего года. Все проекты Азербайджана, связанные с энергетическими ресурсами, - западного происхождения. Путин стремится нарушить эту тенденцию. И первые результаты можно было наблюдать с приостановкой проекта Nabucco и реализацией проекта нефтепровода «Баку - Новороссийск».
По сообщениям британского агентства Reuters от 7 августа, глава саудовской разведки принц Бандар Бин Султан встретился с президентом РФ Владимиром Путиным в Москве и выразил готовность приобрести вооружения из России на сумму 15 миллиардов долларов в обмен на отсутствие вето России в отношении вероятного проекта резолюции по Сирии в СБ ООН. Сообщалось, что Саудовская Аравия также готова гарантировать, что газ стран Персидского залива не будет угрожать позиции России как «крупнейшего поставщика природного газа в Европу».
С саммитом G20 кое-что может проясниться. И Обама, и Путин представят свои стратегии, в том числе по сирийскому вопросу. И тогда всем нам станет очевидно, каким они будут отвечать интересам.
ИноСМИ