В российских СМИ, в кругах политической элиты и среди военных экспертов обращение к американскому народу президента Барака Обамы, который подвел итог продлившейся более семи лет военной операции в Ираке, вызвало широкий резонанс.
Мнения о речи президента и перспективах дальнейшего развития ситуации во взрывоопасном регионе высказываются порой диаметрально противоположные.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН генерал-майор, профессор Владимир Дворкин отмечает, что заявление Обамы носит вполне естественный и закономерный характер: «Оно соответствует предвыборным обещаниям, данным президентом. И, в конце концов, ведь действительно нужно было подводить какие-то итоги. Трудно ожидать, что в самой ближайшей перспективе обстановка в Ираке стабилизируется, тем более с учетом непрекращающегося противоборства между шиитами и суннитами. Но остается надежда, что полицейские, правоохранительные органы Ирака и его армия все-таки окажутся способными поддержать там конституционный порядок».
«Конечно, жертвы среди иракского мирного населения тоже были велики. Но это неизбежная расплата за долгие годы правления тоталитарного режима Садама Хусейна», - добавляет российский генерал Владимир Дворкин.
Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин считает, что военная операция в Ираке завершена чисто формально. «Фактически США оставляют в Ираке около 50 тысяч военнослужащих, переименовывая боевые бригады в подразделения содействия. Это в принципе кардинально не меняет ситуацию. Обстановка в Ираке будет только осложняться. За счет внутренних противоречий, за счет присутствия американских войск».
Владимир Анохин предполагает, что военное противостояние в Ираке продлится еще много лет. По его убеждению, иракские силы безопасности не способны обеспечить порядок в стране: «Их готовили американцы, и у местного населения они ассоциируются точно так как, как у нас в свое время (Вторая мировая война - прим. авторов) власовцы».
На взгляд вице-президента Академии геополитических проблем, завершение военной операции абсолютно не поможет США и его союзникам в Афганистане. «Потери американцы понесли большие, а результатов не добились никаких, - говорит он. - Учитывая существующий в Афганистане наркотрафик, американские войска больше будут заниматься этим, чем установлением порядка в республике».
Противоположной точки зрения придерживается директор Центра анализа ближневосточных конфликтов при Институте США и Канады РАН Александр Шумилин. Он считает, что американские войска «по полной программе» добились того, что планировали сделать в Ираке. «Во-первых, был свергнут режим Саддама Хусейна, что, несомненно, во благо иракского народа. Во-вторых, в последние три года, как бы там ни было, но ситуация в стране стабилизировалась. Наконец, в третьих, в Багдаде создано коалиционное демократическое правительство, которое отражает спектр интересов различных этнических, религиозных, социальных групп и местных политических элит».
При этом аналитик подчеркивает, что завершение военной миссии в Ираке стало, по сути, выполнением не столько предвыборных обещаний президента-демократа Барака Обамы, сколько плана предыдущей республиканской администрации Джорджа Буша-младшего, благодаря политике которого удалось добиться кардинального перелома ситуации в Ираке два-три года назад.
Доктор политических наук Александр Шумилин полагает, что завершение американской военной миссии в Ираке соответствует национальным интересам России. Новая ситуация, по мнению эксперта, заставит иракское руководство учитывать и новый баланс сил в регионе, развивать не только политическое, но и торгово-экономическое сотрудничество с Москвой.
Вместе с тем, опасается научный сотрудник Института США и Канады Александр Шумилин, уход американских боевых частей из Ирака может усилить позиции Ирана в этой стране. Администрация США, по его мнению, небезосновательно обвиняла Иран в попытках дестабилизировать ситуацию в Ираке и помешать процессу мирного политического урегулирования. «Тегеран может и дальше использовать шиитских экстремистов, чтобы в будущем вписать Ирак в дугу своих союзников, таких, как Сирия и частично - Ливан», - заявляет эксперт.
С тем, что влияние на Багдад будет только усиливаться, согласен и генеральный директор Российского центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. Однако этот аналитик убежден, что рост иранского влияния будет носить исключительно мирный политический, экономический, культурный характер, связанный с тем, что сегодня мусульмане-шииты занимают ключевые посты в органах власти в Багдаде. По словам профессора Раджаба Сафарова, политика США в Ираке «изначально была порочной и несправедливой», поэтому в дальнейшем ситуация для Америки в регионе «окажется катастрофичной».
«Уход американцев из Ирака - это и мощнейший стимул для талибов, чтобы настаивать на своей линии и заставить США, их союзников уйти из Афганистана. Это фактически станет приговором для президента Карзая и закономерно усилит позиции Тегерана, усилит симпатии афганцев к независимой от Америки политике Ирана в регионе», - делает прогноз Раджаб Сафаров.
В свою очередь профессор Военного университета в Москве, в прошлом приглашенный исследователь колледжа НАТО в Риме кандидат исторических наук Олег Кулаков, сравнивая вывод советских войск из Афганистана и завершение операции «Свобода Ирака» подчеркнул, что оба события похожи только по внешним признакам организации самого процесса. «Политический контекст и внешний фон тут, конечно, совершенно разные. Мы уходили из Афганистана в 1989 году в силу насовсем, а американцы оставляют достаточно большую группировку, которая позволяет в любой момент развернуть основные компоненты своих боевых подразделении в кратчайшие сроки». По существу никакого вывода нет, делает он вывод. Это, на его взгляд, хорошая пропагандистская компания.
«Американцам и раньше ничто не мешало сконцентрировать свои военные усилия на Афганистане, - продолжает анализировать заявление Обамы Олег Кулаков. - Этот постулат в речи Обамы тоже связан с пиар-компанией. Ротация подразделений армии США никак на афганскую компанию не повлияет. Военный акцент, который переносится сейчас на Афганистан, не так велик, как он преподносится мировому общественному мнению».
VOANews.com