Вся правда об Иране

Полномочный посол Исламской Республики Иран Махмуд Реза Саджади

Иранская действительность в СМИ и официальных заявлениях западных политиков нередко предстает в искаженном виде. Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран Махмуд Реза САДЖАДИ делится с читателями журнала «Современный Иран» своими мыслями по этому поводу.

«СИ»: В отношениях России и Ирана возникли проблемы. Но именно поэтому группа друзей Ирана приняла решение начать выпуск журнала «Современный Иран». Его миссия - предоставлять российским читателям адекватную информацию о нашем южном соседе, о том, каков реальный Иран, и какие возможности и перспективы существуют для развития российско-иранских отношений во всех сферах - экономике, науке, культуре, образовании. Журнал не будет смотреть на Иран ни через розовые, ни через черные очки - он будет руководствоваться принципами достоверности, реализма, объективности и конструктивности. Надеемся, посольство и власти Ирана будут оказывать содействие работе журнала. 

Р. Саджади: Прежде всего, я хотел бы поблагодарить основателей журнала.

Потребность в таком издании ощущалась давно - к нам часто обращались и обращаются россияне - ученые, люди разных профессий и интересов - с просьбой предоставить им на русском языке достоверные материалы об иранской действительности. Хорошо, что к работе журнала будут причастны те, кто по-настоящему знает Иран и поможет увидеть нашу страну такой, какая она есть, как было правильно сказано - ни через розовые, ни через черные очки. Приветствую это доброе начинание и выражаю готовность по мере возможности оказывать журналу моральную и интеллектуальную поддержку.

«СИ»: Вот уже несколько месяцев европейские и американские политики высокого ранга, СМИ и общественность протестуют против решения иранского суда подвергнуть иранскую женщину, г-жу Сакине Аштияни, страшной казни - забрасыванию камнями за супружескую измену. Писатели в деталях рисуют жуткую картину предстоящей смерти красивой молодой женщины. Реальность, однако, состоит в том, что никакого решения суда о казни за прелюбодеяние не было, вопрос об этом в суде вообще не возникал. Г-жа Аштияни была осуждена судом за убийство своего мужа, которое она совершила по сговору с любовником. История достаточно банальная. Представляется, что история с «защитой г-жи Аштияни» типична для сегодняшнего отношения многих СМИ и политиков к Ирану. Возникает вопрос - почему так трудно в век развитых информационных технологий получить достоверную информацию о реальной жизни в Иране?

- Это происходит потому, что Запад не хочет, чтобы из Ирана поступала правдивая информация, наоборот, прилагаются усилия, чтобы Иран представал в искаженном негативном свете. В США не хотят, чтобы Иран выглядел успешной страной, поскольку Иран не принимает американское доминирование в регионе и мире и отрицает гегемонизм. Америке не нужна правда об Иране, она использует любой случай, чтобы дискредитировать Иран, распространить о нем ложную информацию. Ведь когда мы арестовываем и казним контрабандистов-наркокурьеров, которые уничтожают нашу молодежь, в Соединенных Штатах возникает кампания - мол, убивают людей. Когда казним преступников-террористов, опять возникает шум - дескать, подавляют выступления за свободу, репрессируют за свободу слова.

Случай с С.Аштияни - повод исказить правду. Ислам придает особое значение безопасности и защите жизни людей. Тот, кто посягает на жизнь человека, должен ответить за это, в отношении такого лица применяется соответствующее наказание. С. Аштияни убила невинного человека, своего мужа, и по мусульманским законам она должна отдать свою жизнь. Кстати, вчера в Соединенных Штатах был приведен в исполнение смертный приговор в отношении женщины, совершившей тяжкое преступление - ее казнили, введя вакцину. В Саудовской Аравии за убийство также наказывают смертной казнью. Но раскручиваются ли такие случаи в СМИ? И что-то не помнится, чтобы какие-то круги выступали против применения в этих странах высшей меры наказания. Так что дело не в том, что в Иране якобы жестокие и бесчеловечные порядки - наш облик искажается потому, что мы не признаем американской гегемонии.

- Пока политики решают свои вопросы, бизнесмены России и Ирана занимаются своими делами. В частности, состоялся визит в Россию представителей иранского бизнеса, встречи в ТПП Астрахани и в Москве ТПП России. Что Вы можете сказать о состоянии и перспективах развития российско-иранских торгово-экономических связей?

- Если обратиться к истории отношений Ирана с Россией, взглянуть, скажем, на сто лет назад, мы увидим, что между нашими странами были очень активные и тесные торговые отношения. Есть документы, свидетельствующие, что жители приграничных районов Ирана и России, российский юг и иранский север, обеспечивали до 70 % своих потребностей по ряду товаров за счет взаимных товарообменов. Такие масштабные, естественные и необходимые для населения торговые взаимосвязи составляли твердую основу развития экономики региона. Воля наращивать торгово-экономическое сотрудничество есть у иранских и российских политиков высокого ранга и сегодня. Уверен, что, несмотря на проблемы в других областях, отношения в этой сфере будут развиваться, а правительства двух наших стран будут устранять барьеры в вопросах транспорта, визового режима, банковской деятельности, страхования, создавая тем самым благоприятные условия для дальнейшего укрепления деловых связей.

- Иранцы - народ творческий. Что нового в развитии науки и технологий в Иране? В России провозглашена программа модернизации на основе современных технологий. Видите ли Вы перспективы для взаимодействия в этой сфере Ирана с Россией?

- Современные науки и технологии быстро развиваются в Иране. Для нас это стратегия, национальный приоритет. За последние 10 лет мы достигли хороших результатов в информационных технологиях, био- и нанотехнологиях, в технологиях новых материалов. Можно сказать, поднялись на новый уровень в этих областях. Мы давно сотрудничаем с российскими компаниями по современным технологиям, и я убежден, что здесь у нас благоприятные возможности. Немалую роль играет и человеческий фактор. Иранские ученые плотно общаются с российскими коллегами, свою роль играет культурная близость, взаимно уважительное отношение - тут, в отличие от обстановки в научных кругах западных стран, никто не глядит друг на друга свысока. На перспективы нашего сотрудничества с Россией в научно-технической сфере я смотрю с оптимизмом. Отставание в отношении Запада имеется, но и у нас, и у вас есть очень способные специалисты, и благодаря им мы сможем преодолеть это отставание, сравняться с Западом, и тогда наука и техника, как прежде, пойдет с Востока на Запад, и мы сможем стать символом научно-технического развития Востока.

- Господин посол, что бы Вы могли бы пожелать читателям журнала?

- Надеюсь, читатели смогут поехать в Исламскую Республику Иран и своими глазами увидеть реалии нашей страны. По книгам и статьям их понять нелегко. Поездка в Иран позволит ощутить глубину истории и культурное наследие, увидеть новые стимулы жизни, стремление иранцев двигаться вперед, почувствовать настроения в обществе, понять сильные и слабые стороны Ирана. Все это, конечно, лучше видеть вблизи.

Пусть все иранцы побывают в России, и все россияне - в Иране!

 

В этом разделе