Янки идут домой

Колонна американских бронемашин на пути из Ирака. Фото ©AFP

В ночь на 19 августа территорию Ирака покинуло последнее американское боевое подразделение.

Таким образом, президент Барак Обама выполнил данное им обещание о том, что большая часть войск США уйдет из Ирака к концу августа 2010 года. О завершении иракской кампании говорить пока не приходится - десятки тысяч американских военных продолжат нести службу в этой неспокойной стране и смогут вернуться домой только к концу 2011 года. Однако уже сейчас ясно, что день, когда границу Ирака с Кувейтом пересекли бойцы последней "страйкер-бригады" США, стал своего рода точкой в этой семилетней войне, отнявшей жизни более 4 тысяч американских солдат.

Завершение американской военной операции в Ираке, начатой президентом Джорджем Бушем, входило в число предвыборных обещаний Барака Обамы в 2008 году. Иракская кампания (равно как и операция в Афганистане) не нашла отклика в сердцах рядовых американцев, большинство из которых уже по ходу конфликта осознали бесперспективность вторжения в Ирак. С приходом к власти Обамы ситуация, казалось, должна была резко измениться: от первого темнокожего президента Америки ждали радикальных перемен в политическом курсе США, о чем он сам не раз объявлял в своих многочисленных публичных выступлениях.

Чаяния публики Обама оправдал. Уже 27 февраля 2009 года - то есть, спустя чуть более месяца после своего вступления в должность - президент объявил о завершении военных операций в Ираке к 31 августа 2010 года. Дата окончательного ухода американцев из Ирака осталась прежней - конец 2011 года. Именно этот срок был предусмотрен в соглашении между США и Ираком, заключенном еще при президенте Буше в ноябре 2008 года.

Что будет дальше?

С уходом последней бригады бронемашин Пентагон, как уже было сказано, окончательно прекращает активные боевые действия на территории Ирака. Сейчас в иракской кампании задействовано 56 тысяч военнослужащих США, однако уже к 1 сентября из Ирака уйдут еще около 6 тысяч американских военных. После этого иракская кампания, до сих пор именовавшаяся "Свобода Ираку" (Operation Iraqi Freedom), сменит название на менее воинственную "Новую Зарю" (Operation New Dawn), тем самым обозначив переход от военной фазы к восстановительной.

По замыслам американских военачальников, оставшиеся 50 тысяч военных будут охранять американские объекты на территории Ирака, обеспечивать безопасность дипломатов из США, а также заниматься подготовкой солдат новой иракской армии, формирование которой, к слову, обошлось Вашингтону в 20 миллиардов долларов. Кроме того, американские военные продолжат вести активную разведывательную деятельность и будут помогать иракским военнослужащим в тех или иных ситуациях. При всем этом в Вашингтоне подчеркивают, что самостоятельных военных операций оставшиеся силы проводить не будут, но всегда придут на помощь иракской армии, если таковая ей потребуется.

Что же касается окончательного ухода американцев из Ирака к концу 2011 года, то с этим дело обстоит несколько сложнее. Очевидно, что на данном этапе иракские военные и полицейские не способны своими силами справиться с боевиками. Причем в последнее время террористы выбирают в качестве целей полицейские участки и центры по набору в армию, стараясь таким образом отбить у иракцев охоту пополнять ряды борцов с мятежниками. С уходом американских войск иракское правительство, которое, между прочим, пока так и не сформировано после недавних парламентских выборов, окажется один на один с террористической угрозой. В американских военных кругах, впрочем, как и в самом Ираке, опасаются, что исход этого противостояния будет отнюдь не в пользу властей.

Может, не надо?

Масла в огонь подлил и министр обороны США Роберт Гейтс, намекнувший на прошлой неделе, что США не прочь сохранить свое военное присутствие в Ираке и после 2011 года. По словам Гейтса, Вашингтон готов рассмотреть вариант продления мандата своих войск в Ираке, если вновь сформированное иракское правительство об этом попросит. Откровения Гейтса совпали с чистосердечным признанием главнокомандующего иракской армии Бабакера Зебари (Babaker Zebari). Иракский генерал-лейтенант выразился со свойственной военным прямолинейностью - Ирак не сможет защищать себя аж до 2020 года, и до тех пор американские военные должны остаться.

Намек Гейтса и позицию иракского генерала поддерживают и многие представители американской военной элиты, по мнению которых, без помощи США иракской государственности грозит неминуемый крах. Многие настаивают на необходимости оставить в Ираке военный контингент в несколько тысяч человек, который бы оперативно реагировал на те или иные конфликты в традиционно неспокойных регионах на севере страны.

Неоднозначно воспринимают уход американцев и рядовые жители Ирака. Многие восприняли эту новость с воодушевлением, памятуя о погибших соотечественниках, пришедших в упадок городах и общей разрухе, охватившей страну со дня вторжения США. Другие придерживаются более прагматических позиций, признавая роль американских военных в борьбе с боевиками и повстанцами и сомневаясь в возможностях неопытной иракской армии.

Впрочем, развеять опасения скептиков призвана новая инициатива Вашингтона, о которой прознала газета The New York Times. По словам неназванного чиновника, Белый дом уже подготовил план, согласно которому часть прежних функций военных возьмут на себя сотрудники частных охранных предприятий, работающих в Ираке по подряду Государственного департамента США. Планируется, что частные контрактники, численность которых удвоят до 7 тысяч человек, разместятся на пяти базах по всей стране, откуда будут следить за террористической активностью и оказывать посильную помощь гражданскому населению.

Тень выборов

И действительно, призывы сохранить военное присутствие США в Ираке кажутся достаточно обоснованными. Но не стоит забывать о внутриполитических последствиях, грозящих администрации Обамы и его соратникам-демократам в случае отказа от окончательного завершения иракской кампании. Всем известно, что Америка давно устала от непрекращающихся войн в Ираке и Афганистане и уже заждалась возвращения домой своих сыновей. Любое другое решение президента-демократа сыграет на руку республиканцам, которые и без того постепенно укрепляют свои позиции за счет непопулярных инициатив кабинета Обамы. В Белом доме об этом помнят, поэтому любые предложения относительно сохранения военного присутствия США после 2011 года будут рассматриваться особенно тщательно.

Дополнительным сдерживающим фактором будут и президентские выборы 2012 года, по мере приближения которых позиции Обамы и его соратников могут серьезно пошатнуться. Не меньшие опасения связаны с общенациональными выборами ноября 2010 года, на которых республиканцы обещают дать бой правящей Демократической партии. Очевидно, что как минимум до оглашения итогов этих выборов демократы не станут раскрывать все карты по Ираку, упирая на то, что их однопартиец-президент сдержал обещание и вернул солдат домой.

Итог

Как бы то ни было, иракская кампания США постепенно уходит в историю, занимая свое место рядом с другими военными конфликтами, в которых американскому государству довелось поучаствовать со времен своего возникновения. За семь долгих лет Америка ценой 4400 жизней своих солдат смогла насадить хоть какое-то подобие демократии в стране, некогда формировавшей наряду с Ираном и КНДР выдуманную Бушем "ось зла". И хотя всем ясно, что США сохранят свое влияние в Ираке на годы вперед, 19 августа 2010 года стало первым днем новой иракской истории.

Артур Степанов

lenta.ru

В этом разделе