Египет не станет сотрудничать с Ираном в сфере ядерных технологий даже при условии восстановления дипломатических отношений между двумя странами, считают эксперты.
"Сейчас ситуация в Египте изменилась, и Каир готов сотрудничать с Ираном, - сказал Trend по телефону редактор египетской газеты "Аль-Ахрам" Шериф Шубаши. - Но единственная сфера, в которой Египет не будет сотрудничать ни с одним государством, это ядерное оружие и технологии, так как он всегда выступал за создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия".
Иран готов к сотрудничеству с Египтом во всех областях, включая сферу производства мирной ядерной энергии, сказал в понедельник секретарь Верховного совета национальной безопасности Ирана Сеид Джалили, сообщила египетская газета "Аль-Ахрам".
Джалили поприветствовал восстановление дипломатических отношений между двумя странами, подчеркнув готовность Ирана поделиться с Египтом своим опытом в научной области и сфере ядерных технологий.
По словам Шубаши, Тегеран пытается создать фронт против Израиля и Запада, для чего ведет переговоры с различными государствами, в том числе и с арабскими странами.
"Учитывая роль Египта в регионе, а также сближение, которое наблюдается в последнее время между Тегераном и Каиром, несомненно, идеальным помощником для Исламской Республики в этом деле был бы Египет", - сказал он.
Тегеран и Каир разорвали дипломатические отношения на волне Исламской революции в Иране в 1979 году, после того как бывший президент Египта Анвар Садат подписал кемп-дэвидское мирное соглашение с Израилем и затем предоставил политическое убежище свергнутому иранскому шаху Мохаммеду Реза Пехлеви.
Отношения оставались враждебными вплоть до конца 80-х годов прошлого столетия, когда Египет поддержал иракский режим Саддама Хусейна в восьмилетней ирано-иракской войне на истощение. На сегодняшний день Египет является единственной арабской страной, с которой Иран не поддерживает официальных отношений.
В начале апреля нынешний глава МИД Египта Набиль аль-Араби объявил о том, что Каир готов "открыть новую страницу" в истории отношений с Ираном.
25 мая состоялась встреча аль-Араби с главой МИД Ирана Али Акбаром Салехи на совещании стран Движения неприсоединения, состоявшемся на Бали. Во время встречи министры обсудили перспективы восстановления двусторонних отношений.
Меньше чем через неделю египетская делегация в составе 50 человек прибыла в Тегеран, где обсудила с иранской стороной вопрос восстановления отношений.
Шубаши полагает, что предложение Ирана в какой-то мере насторожит Египет и заставит его пересмотреть отношения с Ираном.
"Каир был готов сотрудничать с Ираном во всех областях, однако после сделанного им предложения Египет насторожится, осознавая, что Иран пытается втянуть его в кризис", - сказал он.
По мнению профессора Резы Тагизаде (Reza Taghizadeh), заявление Джалили является исключительно политическим жестом, а не реальным предложением партнерства с Египтом в ядерной сфере.
"Иран является очень молодой страной в плане ядерных разработок и обладает небольшим опытом, для того чтобы можно было поделиться им с другими странами", - сказал член Экспертного совета Trend Тагизаде.
Он считает, что даже такие более опытные в сфере ядерных технологий государства, как Индия и Китай, вместо того, чтобы предлагать партнерство другим странам, предпочитают приобретать больше информации и передовых технологий от государств-экспертов в этой области, таких как Россия и Канада, для того чтобы удовлетворить свои нужды и запросы.
"Не развившись до индустриального государства, Иран не создал даже лабораторного реактора, не говоря уже о коммерческом объекте, способном производить электроэнергию", - сказал Тагизаде.
По словам эксперта, несмотря на то, что Иран наладил полный ядерный топливный цикл, конечный результат не является тем предметом, который другие страны хотели бы позаимствовать.
"Ядерный топливный цикл Ирана находится на начальном этапе, - сказал Тагизаде. - Поэтому ни Египет, ни какое-либо другое государство не может рационализировать подобное предложение и хотеть налаживать ядерное сотрудничество с Ираном".
Более того, отметил он, санкции ООН и "политическое клеймо", которое имеет иранская ядерная программа, убедят любую страну, в том числе и Египет, держаться подальше от ядерной деятельности Ирана.
"Египет, безусловно, нуждается в производстве большего объема электроэнергии, но его политическое положение в регионе и арабо-израильский конфликт усложняют его продвижение в направлении развития ядерной программы, которая может повлечь за собой столкновения в регионе, - сказал Тагизаде. - Но даже если бы Каиру удалось преодолеть все политические преграды, связанные с ядерными разработками, Иран был бы последним государством, к которому бы он обратился".
Ядерная программа Ирана вызывает озабоченность с 2003 года, когда МАГАТЭ стало известно о его скрытой деятельности. В конце 2003 года Иран подписал Дополнительный протокол к Соглашению МАГАТЭ о применении гарантий и добровольно объявил о приостановке работ по обогащению урана. Однако позже он вернулся к этой деятельности.
Обогащенный уран может использоваться для производства ядерного оружия. Вместе с тем он необходим и как топливо для атомных электростанций. Ряд государств, в том числе США, уверены, что Иран стремится к созданию ядерного оружия, и требуют предотвратить такое развитие событий.
В ответ на отказ Тегерана прекратить обогащение урана Совета безопасности ООН ввел санкции. Однако Иран утверждает, что как участник Договора о нераспространении ядерного оружия он имеет полное право на использование ядерных технологий в мирных целях.
По мнению Тагизаде, Египет все еще рассматривает вопрос о восстановлении политических отношений с исламским режимом в Тегеране, но даже если он когда-нибудь решится на восстановление политических отношений между странами, ядерные технологии не являются приоритетной сферой для сотрудничества.
"Иран однажды уже, в 70-х годах прошлого столетия, поддержал идею о создании на Ближнем Востоке свободной от ядерного оружия зоны. В то время Египет был политическим союзником Ирана, - сказал он. - Тегеран все еще пытается спрятаться за тем же лозунгом, но на этот раз его самого обвиняют в создании ядерной бомбы".