Нынешний кризис в Ливане - не просто локальное испытание прочности ливанских институтов власти, речь идет о повышении напряженности в традиционно неспокойном районе Ближнего Востока, считает спецпредставитель президента РФ в Судане, глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов.
Правительство Ливана распалось в начале этой недели после того, как из его состава вышли представляющие оппозицию министры. Это привело к резкому обострению политического кризиса в Ливане. Его причиной стали разногласия между опирающейся на поддержку Сирии и Ирана оппозицией, и поддерживаемой Западом и Саудовской Аравией правящей коалицией во главе с Саадом Харири по поводу расследования убийства в 2005 году Рафика Харири, которое ведет созданный решением ООН спецтрибунал по Ливану (СТЛ). Ожидается, что обвинение в причастности к гибели видного суннитского политика и отца действующего ливанского премьера будет предъявлено членам шиитского движения "Хезболлах", которое отрицает какую-либо причастность к этому преступлению.
Комментируя в интервью РИА Новости ситуацию, Маргелов сказал, что "кризис в Бейруте вбирает в себя столкновение интересов практически всех стран этого района, включая Иран и Израиль".
Маргелов считает, что "до публикации материалов трибунала по обстоятельствам убийства Рафика Харири говорить о причастности каких-либо политических сил к этому преступлению некорректно".
"Тем не менее, вряд ли оно совершено террористом-одиночкой по каким-либо личным мотивам", - добавил он.
Российский сенатор пояснил, что "политический кризис содержит опасность возврата страны в хаос противостояний, поскольку есть угроза фундаменту политического устройства Ливана".
"Это касается соответствующего населению Ливана разделения исполнительной и законодательной власти по конфессиональному принципу. Этот принцип гарантировал пропорциональное представительство во власти всех общин и религий страны", - сказал Маргелов.
По его мнению, "правомерно считать, что именно эта модель и позволила Ливану уцелеть как единому государству в кровавой гражданской войне 70-х годов".
Спецпредставитель российского президента подчеркнул, что "опасно то, что некоторые силы внутри и вне Ливана поставили под сомнение модель, разрушение которой может привести только к новым кровопролитиям".
"Полагаю, что сохранение исключительно парламентского формата формирования нового кабинета на основе конституции - единственно надежный инструмент преодоления острых противоречий в Ливане", - подытожил сенатор.
Он добавил, что "в связи с этим, роль президента страны, Мишеля Сулеймана, становится определяющей".
Маргелов считает, что на сегодняшний момент "недопустимо вмешательство во внутренние дела Ливана со стороны ряда государств для подстрекательства тех или иных ливанских политических сил на шаги, направленные на дальнейшее расшатывание обстановки".
По словам Маргелова, "ливанцам по силам решить свои проблемы самостоятельно".
Говоря о деятельности Международного трибунала, он заметил, что "Россия неоднократно подчеркивала свою поддержку работе этого института".
"На сегодняшний день это, пожалуй, наилучшее средство предотвращения политических убийств и военных преступлений. Другой вопрос, что его работа должна, безусловно, отвечать критериям беспристрастности и компетентности", - заключил Маргелов.