Иран готов к обмену ядерным топливом и сотрудничеству в атомной сфере с ведущими мировыми державами, заявил сегодня президент страны Махмуд Ахмадинежад.
Выступая в телеэфире, он приветствовал предложение МАГАТЭ по отправке урана из Исламской республики на дообогащение за границу.
"Раньше западные страны требовали прекращения ядерной программы. Теперь они соглашаются на обмен ядерным топливом, на сотрудничество в строительстве реакторов и атомных электростанций. Они отказались от политики конфронтации, они взяли курс на сотрудничество" - передает слова иранского президента PressTV. Ахмадинежад заметил, что международное сообщество изменило отношение к иранской ядерной программе.
Иранский президент добавил, что Тегеран надеется, что страны, являющиеся участниками переговоров, "выполнят свои предыдущие обязательства".
Как пишет сегодня Time, черновое соглашение, достигнутое в Вене на прошлой неделе, предусматривает вывоз из Ирана около 1200 кг низкообогащенного урана (около трех четвертей всех запасов страны) в Россию до конца этого года, где он должен быть дообогащен, а затем переработан (с помощью Франции) в топливо для тегеранского медицинского реактора.
Правительства западных государств, опасающиеся того, что значительные запасы низкообогащенного урана позволят Ирану создать атомную бомбу, подчеркивают, что указанные объемы топлива должны быть вывезены из страны единовременно и до конца года - тогда Тегеран еще год технически не сможет начать производство оружейных ядерных материалов. Впрочем, оговаривается обозреватель, нет никаких доказательств того, что Иран действительно намерен создавать атомное оружие.
Нет нужды пояснять, что с точки зрения Ирана все видится иначе, продолжает автор статьи. Тегеран не желает отказываться от программы по обогащению урана, которая, по его утверждениям, имеет исключительно мирный характер и предназначена для развития атомной энергетики, на что Иран имеет право как страна, подписавшая ДНЯО. Ирану в итогах венских переговоров нравится, прежде всего, то, что они де-факто легитимизируют уран, произведенный им в обход резолюций Совбеза ООН. В то же время Тегеран не доверяет некоторым посредникам - в особенности Франции, которая заняла наиболее жесткую среди западных держав позицию. Иными словам, поясняет издание, Западу и Ирану в итогах этих переговоров нравятся противоположные вещи.
Трудно не заметить, как разные мотивы сторон влияют на их подходы к договоренности, цитирует статью Инопресса.ру. Безуспешно попытавшись исключить Францию из сделки, Тегеран теперь говорит о возможном подключении неангажированного Китая, крупного экономического партнера Исламской республики. Скорее всего, предполагает Time, Иран предложит транспортировать уран в Россию небольшими партиями, чтобы удостовериться в искренности намерений западных партнеров. В свою очередь, французы и другие европейцы предупреждают, что такие поправки могут сорвать соглашение вообще.
Как заключает Time, для Ирана сейчас важнее своим ответом убедить Москву и Пекин, нежели западные державы, поскольку без поддержки России и Китая ввести санкции против Ирана будет сложно. Так что вызов теперь представляет не ответ "нет", а двусмысленное "да, но...".
islamnews.ru