Голосование в Южном Судане, жители которого решают, станет ли их край новым государством, проходит спокойно.
Но в богатом нефтью районе Абей завязалась схватка между арабскими кочевниками и местными племенами. Неурегулированным остается и вопрос о разделе внешних долгов. Наблюдатели опасаются, что раскол Судана вызовет всплеск сепаратизма в Африке, пишет "НГ".
По крайней мере 23 человека погибли в результате столкновений между этнической группой Нгок Динка, которая имеет много общего с негроидными племенами Юга, и арабским кочевым племенем, чьи симпатии скорее всего связаны с правительством Севера. Об этом сообщила телекомпания CNN.
Представитель властей региона Абей заявил, что в атаке участвовали вооруженные формирования, которых поддерживают власти Судана. Хартум хочет заполучить богатый нефтью район Абей, воспользовавшись тем, что правительство Южного Судана занято проведением референдума.
Регион Абей был передан британскими колониальными властями Судану еще в 1905 году. Соглашение о мире между Севером и Югом, заключенное в 2005 году, предусматривало, что население Абея должно голосовать на этой неделе. Исход голосования должен определить, отойдет ли район к Югу или Северу. Но оно было отложено. И вот вместо свободного волеизъявления пролилась кровь.
Хартум категорически отвергает версию о своей причастности к столкновениям. Президент Судана Омар Башир заявил, что его правительство согласится с результатами референдума, даже если они будут означать отделение Юга от остальной части страны.
Агентство Reuters, ссылаясь на многих наблюдателей, утверждает: если вопрос о судьбе Абея останется нерешенным, то это может привести к возобновлению войны между Севером и Югом. 20% границы между Суданом и вероятным новым государством не было демаркировано. Поэтому не исключены конфликты вокруг нефтяных полей, которые находятся близ возможной линии раздела.
Перспективы мира омрачили и споры по поводу внешних долгов Судана. Бывший президент США Джимми Картер, возглавляющий миссию из примерно 70 американских наблюдателей на референдуме, встретился с Омаром Баширом и обсудил с ним эту проблему. В интервью CNN Картер сказал: президент Судана согласился с тем, что выплату всего долга должен взять на себя Север.
Но МИД Судана категорически опроверг заявление Картера. По словам представителя внешнеполитического ведомства, Башир в ходе беседы призвал международное сообщество списать долги Судана, так как ни Север, ни Юг не в состоянии их выплатить. Башир считает, что Север и Юг должны совместно нести ответственность за долги и провести на сей счет переговоры с партнерами.
Как передало РИА Новости, внешний долг Судана составляет от 37-38 млрд. долл. России это государство задолжало от 5 до 10 млн. долл. Это в основном «невозвратный долг».
Репортеры, ставшие свидетелями референдума в столице Юга Джубе, практически в один голос предсказывают, что подавляющая часть местного населения проголосует за независимость. Однако многие африканские государства предпочли бы, чтобы Судан остался в его нынешнем виде.
Африка в большей степени, чем любой другой континент, больна сепаратизмом. Одни повстанческие движения можно отнести к категории освободительных, другие представляют собой вооруженные группировки, которые охотятся за трофеями и совершают зверства. Но всех этих мятежников объединяет одна общая черта: они воюют со слабыми государствами, которые пытаются удержать свое население в границах, прочерченных в XIX веке белыми колонизаторами.
Проклятие колониализма - это главная причина того, что Африка остается в значительной степени материком несостоявшихся или терпящих провал государств.
Но границы, установленные более века назад, существуют. Неудивительно, что лидеры, возглавившие молодые освободившиеся государства 50 лет назад, не хотели добиваться их пересмотра. Поэтому, когда в 1963 году в Аддис-Абебе была создана Организация африканского единства (ОАЕ), она сразу признала существующие границы.
«ОАЕ сделала очень важный шаг: она признала границы незыблемыми. Но теперь эта незыблемость исчезла. И движения за самоопределение приведут к расколу Судана, Эфиопии, Уганды, всей Африки, поскольку все африканские государства сформированы на базе разнородных элементов… Ящик Пандоры открыт», - сказал газете New York Times Садик аль Махди, дважды бывший премьер-министром Судана.
Махди, учитывая его роль в прошлом, настроен пессимистически. Но и многие аналитики на Западе, который с энтузиазмом поддержали южан Судана, высказывают схожие опасения. Ведь есть еще такие неспокойные районы, как Западная Сахара, район Огаден в Эфиопии, анклав Кабинда в Анголе да и другие места, где существуют сепаратистские настроения. Не послужит ли раскол Судана прецедентом для других стран?