В понедельник на совещании российских послов и постоянных представителей при международных организациях в Москве президент России Дмитрий Медведев заявил, что Иран приближается к обладанию ядерным потенциалом, который в принципе может быть использован для создания ядерного оружия.
Однако, по мнению российского президента, такое обладание не запрещено Договором о нераспространении ядерного оружия и в этом «состоит одна из проблем». «Но она носит общий, системный характер, касающийся несовершенства современных международных правил по нераспространению. Соответственно и подход к ее решению должен быть не избирательным, а общим», - приводит «Интерфакс» слова президента.
Иран традиционно является союзником России, но в последние месяцы Москва существенно ужесточила свою позицию в отношении его ядерной программы. Сейчас требуется терпение и скорейшее возобновление продуктивного диалога с Тегераном; именно в этом Дмитрий Медведев видит основную цель и смысл очередной резолюции Совбеза ООН.
Он напомнил точку зрения о том, что санкции, как правило, не приводят к желаемым результатам. «Но в них есть определенный смысл - это сигнал для того, чтобы простимулировать переговорный процесс. Сейчас требуется терпение и скорейшее возобновление диалога с Тегераном. Именно в этом мы видим основную цель новой резолюции Совбеза ООН. И если дипломатия упустит такой шанс, то это станет коллективным провалом всего международного сообщества», - подчеркнул глава государства.
Он также заявил, что «иранская сторона ведет себя не лучшим образом». По словам Медведева, Россия постоянно призывает Тегеран проявлять должную открытость и необходимую степень сотрудничества с МАГАТЭ. При этом, заметил президент, еще большая ответственность лежит на участниках переговорного процесса - членах «шестерки».
Как заявил ранее замглавы МИД РФ Сергей Рябков, в Москве выступают за скорейшую встречу «шестерки» с представителями Ирана. «Мы хотим, чтобы очередная встреча Высокого представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон в сопровождении политдиректоров по "шестерке" с иранскими партнерами состоялась как можно быстрее», - сказал он журналистам.
«Мы слышали, что для иранцев ориентир - это вторая половина августа, но более конкретно это не обсуждалось, - добавил российский дипломат. - Со стороны "шестерки", как я понимаю, препятствий для скорого проведения встречи нет». Рябков отметил, что Россия обратила внимание на сигналы с иранской стороны о готовности к переговорам.
«Иранская сторона не уходит от диалога, это позитивный момент. Сейчас главное - выработать обоюдоприемлемую повестку дня и не затягивать проведение такой встречи», - уверен российский дипломат. По его словам, то же самое относится и к возможным схемам топливозамещения для тегеранского исследовательского реактора. «Венская группа готова к проведению встречи технических экспертов в Вене для рассмотрения ряда вопросов, связанных с трехсторонними турецко-бразильско-иранскими соглашениями, и некоторых других вопросов», - сообщил замглавы МИД России.
Вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин скептически относится к любым публичным высказываниям политиков об иранской проблеме: «Потому что каждая из сторон тут преследует больше спекулятивные цели, чем реальные». «Тегеран не обладает ядерной бомбой, и он не заявлял об этом, - говорит эксперт. - У Ирана большие проблемы с носителями. И почему-то, когда мы касаемся Ирана, то все время забываем об Израиле, у которого в арсеналах от 75 до 200 ядерных боезапасов, подводные лодки, самолеты и ракеты, которые могут донести эти боеприпасы на расстояние до 6 тыс км», сообщает «Голос Америки».
islamnews