Нуриддин Тураджонзода, брат известного таджикского политического и религиозного деятеля Акбара Тураджонзода, ушел с поста имам-хатиба (главы, настоятеля) мечети «Мухаммадия» в Вахдатском районе и возложил обязанности руководителя мечети на своего младшего брата Махмудджона.
Эшон (в русской литературе «ишан» - глава и наставник мусульманской общины) Нуриддин считается в Таджикистане одним из самых авторитетных современных богословов. Каждую пятницу на его проповеди в мечеть «Мухаммадия», расположенную в тридцати километрах восточнее Душанбе, приезжают тысячи верующих из различных регионов страны.
Нуриддин Тураджонзода - представитель известной семьи богословов, его отец также был одним из почитаемых в стране религиозных деятелей, а брат - известный религиозный и политический деятель Ходжи Акбар Тураджонзода.
Напомним, что два года назад сотрудники службы государственной безопасности несколько раз вызывали Нуриддина на «беседу», после чего он заявил СМИ, что в случае продолжения давления будет вынужден эмигрировать из страны.
Как стало известно «Фергане», отставка Нуриддина оказалась не единственной. Придя на пятничную молитву, верующие сразу десяти мечетей Душанбе узнали о том, что имам-хатибы их мечетей также смещены. Как заявил глава отдела по делам религии администрации Душанбе Шамсиддин Нуриддининов, верующие сами решили поменять глав своих мечетей, и власти не вмешивались в этот процесс, так как законодательством это запрещено.
Имам Абдулхамид Шарипов, который до прошедшей пятницы возглавлял мечеть в поселке Калинина в Душанбе сообщил, что он ушел в отставку по состоянию здоровья, но при этом заметил, что новую кандидатуру предложили чиновники, а верующие ее приняли. Как отмечают очевидцы, перед молитвой прихожанам просто представили новых имам-хатибов и никаких выборов они «не заметили».
Эксперт аналитического Центра «Диалог» и член политсовета Партии исламского возрождения Таджикистана Хикматулло Сайфуллозода не верит тому, что одновременно десять имам-хатибов решили уйти в отставку добровольно. «До нас уже доходили слухи о том, что мэрия намерена заменить имам-хатибов мечетей на тех, кто будет лоялен к поручениям властей», - отметил Сайфуллозода.
Между тем, эксперты указывают на то, что за последние месяцы в Таджикистане усилилось давление на деятельность религиозных объединений и просто верующих. Среди таких мер можно выделить введение ограничений на ношение исламской одежды, возвращение таджикских студентов из медресе в исламских странах и охоту на «бородачей».
Как утверждают власти, никакого преследования бородатых мужчин в стране специально не ведется. Как заявил глава МВД Таджикистана, просто милиция останавливает бородатых мужчин и проверяет их документы. А так как в документах большинства из них вклеено фото без бороды, милиционеры просят таких граждан поменять фото на паспорте. Впрочем, генеральный прокурор республики уверен, что борода - это один из «признаков террориста», и потому милиционеры проверяют подозрительных мужчин с бородой «в рамках закона».
Хикматулло Сайфуллозода с ним категорически не согласен. «Нам сообщили, и мы выехали на место события, где милиция заставляла бородатых мужчин сбрить бороду. У нас есть записи. Бородатых мужчин группами привозили в парикмахерскую и заставляли сбрить бороды. Это полнейшее нарушение не только прав и свобод человека, но и всего таджикского законодательства», - отмечает Сайфуллозода.