Глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин обвинил государство в противодействии объединению мусульман и попытках «задавить ислам в России», а муфтиев недавно созданного нового всероссийского муфтията - Российской ассоциации исламского согласия - назвал кричащими «куклами» и «грязными людьми».
Об этом, как передает VOAnews, 17 декабря сообщило на своем сайте информационное агентство Интерфакс.
Поводом для критики в адрес государства стало недавнее учреждение четвертого всероссийского муфтията, одна из задач которого, считает Равиль Гайнутдин, противостоять объединительному процессу.
В частности, Равиль Гайнутдин заявил, что «марионетки, работающие в государстве» наверняка постараются «задавить ислам в России», который становится важным фактором в жизни страны.
В числе «исламофобов» мусульманский духовный лидер назвал Алексея Гришина, главного советника администрации президента РФ, курирующего вопросы взаимодействия госорганов с исламскими организациями.
Равиль Гайнутдин также отметил, что в Москве в отношении мусульман, которых здесь проживает более двух миллионов, «ощущается очень сильное давление». По его словам, из-за нехватки мечетей в столице последователи ислама вынуждены «праздничные намазы совершать на улице, на трамвайных путях, даже во дворах церквей».
«В волнениях в Питере, Москве основой является отношение к исламу. Это было организовано силами, которые против роста ислама. Плакаты и скандирования о высылке из России служивших им кавказцев и мусульман говорят об этом, - заключает глава муфтиев. - Можно сказать, что катастрофа, в результате которой столько людей попали в больницы, и кровавые волнения - следствие деятельности сил, пытающихся принизить роль мусульман в России».
В этот же день Русская служба «Голоса Америки» обратилась в приемную главы Совета муфтиев России и получила ответ, что Равиль Гайнутдин после пятничной молитвы убыл в один из регионов страны и связаться с ним нет возможности.
В свою очередь дежурный по управлению пресс-службы и информации президента РФ сообщил, что по телефону такого рода комментарии управление не дает.
Тем не менее, некоторые эксперты в Москве прокомментировали заявление Равиля Гайнутдина нашей редакции.
Образ врага и политические маневры
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль согласился, что исламофобия в России сегодня действительно существует, и примером тому являются факты «сфабрикованных уголовных дел» против мусульманских активистов, «позорные списки», запрещенных богословских книг, которые открыто и легально распространяются не только в мусульманских странах, но и в странах Запада.
«Однако нынешние критические заявления Равиля Гайнутдина я бы объяснил прежде всего его корпоративными интересами, реакцией на то, что Совету муфтиев не дают монополизировать духовную власть и стать во главе всех российских мусульман», отметил Гейдар Джемаль.
Что же касается последних межнациональных столкновений в Москве, то здесь, по мнению эксперта, исламский фактор тоже присутствовал, но правильнее было бы говорить не об исламофобии россиян, а о желании «определенных политических сил», которые уже заняты «предвыборной борьбой» использовать исламский фактор в своих «неблаговидных целях».
«Действительно существует опасность, что мусульмане могут стать удобной мишенью для создания образа врага, для разжигания нетерпимости и радикальных настроений в нашем обществе», - полагает Гейдар Джемаль.
В свою очередь проживающий в Москве президент общественного фонда «Содействие развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» Алий Тоторкулов считает, что сегодня нельзя говорить, что государство ведет так называемую антиисламскую политику, даже если есть факты, когда местные власти по каким-то своим соображениям не выделяют землю, не дают разрешения на строительство мечетей.
«Возьмем Москву, еще не так давно здесь ведь не проживало столько мусульман. И понятно, что мечетей пока не хватает, но не хватает в столице, например, и православных храмов. Нужно время, чтобы обеспечить всем горожанам их законное право молиться в мечети, в церкви или, скажем, - в синагоге», - подчеркнул Тоторкулов.
Как человек «верующий, но не религиозный» Алий Тоторкулов признает, что ему трудно давать оценку заявлению мусульманского священнослужителя по поводу каких-то внутриконфессиональных проблем. Однако Тоторкулов полагает, что все эти проблемы разрешимы в рамках серьезного и спокойного общественного диалога, помочь которому способно российское государство.
«Мигрантофобия» вместо «исламофобии»
Руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека Елена Рябинина много лет занимается защитой юридических прав мигрантов и беженцев из Центральной Азии - бывших советских среднеазиатских республик. По словам правозащитницы, сегодня следует говорить не столько об исламофобии, сколько о ксенофобии или даже «мигрантофобии» в российском обществе.
Однако при этом, продолжает Елена Рябинина, налицо и желание чиновников «разрешить» в стране только такой ислам, «который для самой власти удобен и приемлем». Вот откуда, говорит эксперт, и «новая кампания» по фабрикации уголовных дел против исламских активистов, и далеко не всегда оправданные запреты на религиозную литературу, хранение и распространение которой уже само по себе служит основанием для судебного преследования.
«К сожалению, такая не просто неэффективная, а я бы сказала, провокационная политика выталкивает часть мусульман из правового поля, толкает их на путь принудительной радикализации», - заключает сотрудник Института прав человека Елена Рябинина.
В свою очередь член Московской Хельсинской группы (МХГ), священник реформаторской православной церкви отец Глеб Якунин акцентирует внимание на то, что нынешнее обвинение власти в исламофобии прозвучало из уст Равиля Гайдутдина -духовного лидера, который многие годы «был лоялен» к государственным институтам и всегда давал «взвешенные и спокойные оценки» социальным процессам в российском обществе.
Уже это, по словам священника и правозащитника, говорит, насколько серьезными в современном российском обществе становятся проблемы межконфессиональных отношений, которые при худшем стечении обстоятельств могут привести к распаду единого государства.
«Это покажется крайне неожиданным, но я, диссидент, который в советское время много натерпелся от всяческих уполномоченных по делам религий, считал бы целесообразным сейчас возродить - разумеется, на принципиально новых демократических основах - Совет по делам религий», - заявил отец Глеб Якунин.
Раньше, напоминает священник, такой Совет существовал при правительстве СССР, сейчас он мог бы работать при президенте.
«В него должны были бы войти наиболее уважаемые и авторитетные ученые, специалисты в разных гуманитарных отраслях, - полагает отец Глеб Якунин. - Именно такие признанные эксперты могли бы помочь руководству страны проводить очень сбалансированную и дальновидную политику в сфере межконфессиональных отношений».